Психотерапевт Марина Быкова — о диапазоне допустимого, клинических дурах и пьяных дураках

История Юлии Королевой, которая сама стала фигурантом уголовного дела после того, как написала заявление на избившего ее экс-супруга, получила резонанс. Ситуацией заинтересовались правозащитники, а в редакцию «Городских вестей» стали поступать звонки и письма от женщин, истории которых поражают жестокостью и несправедливостью. Избиения, издевательства, преследования и ощущение безнаказанности: «Какие у тебя доказательства? Только слово против слова». Такое бывает? Бывает и не такое. О причинах насилия и всех гранях отношений — в интервью психотерапевта Марины Быковой.

Не путать жертв и провокаторов

— К вам часто обращаются жертвы домашнего насилия?

— На самом деле, не очень часто — если речь идет о жертвах классического насилия. Причин несколько — боязнь огласки, несмотря на то, что визит ко мне — гарант врачебной тайны, боязнь встретиться со своими страхами лицом к лицу, боязнь принятия решения, которое в ситуации с тираном очевидно. Но, хочу заметить сразу — насилие насилию рознь, ситуации индивидуальны и порой понимаешь — в единичных случаях удар мужчины можно оправдать.

— Например?

— В моей практике много таких примеров, остановлюсь на одном. Женщина истероидного психотипа — прекрасный провокатор и манипулятор. Она систематически выносит мозг, угрожает оставить супруга без детей или пугает суицидом, а он терпит. У женщины проблемы с алкоголем. Не так давно звонит супругу на работу и говорит: «Если ты не приедешь через 10 минут, я покончу с собой». А у него офис в Екатеринбурге. Тот летит домой, приезжает, дверь закрыта с другой стороны, ребенок годовалый плачет. Вызывает МЧС, те ломают дверь, а там картина маслом: пьяная супруга лежит на полу, спит, рядом ползает ребенок. Побил. Оправдан этот шаг? Или другая история. Семейная пара, где прекратилась сексуальная жизнь, женщина сама спровоцировала проблемы на этой почве у мужа — насмешками, сравнениями, грубостью. Итог — он импотент, а женщина пошла искать утех на стороне. Нашла. Очень цинично: об измене знали все и крутили у виска, общаясь с супругом, который узнал обо всем последним. Побил. Оправданный шаг?

 Фото предоставлено Мариной Быковой
Фото предоставлено Мариной Быковой

— Не знаю. Мне кажется, не очень. Понял, что унизили, оскорбили — разводись, а не руками размахивай.

— Может быть, это позиция. Я не говорю о правильности, я говорю о том, что причины важны. Кстати, не позавидуешь в вопросе семейных конфликтов правоохранителям. Прибегает женщина, пишет заявление на эмоциях, мол, побил, через некоторое время конфликт исчерпан, требуют забрать заявление, а оно уже в работе. В итоге все шишки на полицейских. Или еще круче, когда друг на друга заявления строчат, по кругу.

Смотрите глазами

— Вернемся к классическому насилию. Почему это происходит, ведь изначально мы стараемся воспитывать мальчиков кавалерами: девочек не обижать, вперед пропускать, конфетами делиться…

— То¬то и оно, что не все дают такие установки в детстве. Ко мне на приемы часто приходят женщины, которые терпят. Терпят до потери сознания: ударил — простила, оскорбил — промолчала, наорал — проглотила. При этом, приходя ко мне на прием, они находят массу причин для того, чтобы продолжать жить с тираном: куда я пойду, у меня низкооплачиваемая работа, у нас же дети — как оставить их без отца. Причем, этот аргумент всегда самый убийственный, мол, а вы бы что в этой ситуации сами¬то сделали? Оставили ребенка без отца? Вы можете взять на себя такую ответственность? Я не могу принять решение за обратившегося человека, но я могу рассказать о практике: масса выросших детей, которые задают вопрос своим матерям — а какого хрена, спрашивается, ты терпела? Они видели унижение, страх, боялись за себя и за мать, не могли привести в дом друзей, чтоб потом услышать: «Это все ради вас!» Бред.

— Какие звоночки должны насторожить сразу же в мужчине?

— Первый признак органики — пьяный дурак. Если мужчина плохо себя ведет в состоянии алкогольного опьянения, это говорит о необратимых органических нарушениях. Второй момент — у мужчины было много браков или партнерш, третий — гиперконтроль, излишняя подозрительность. Некоторые клинические дуры считают, что это проявление любви — мол, ревнует, значит, любит. И сильно удивляются, почему потом доходит до маразма: краситься нельзя, одеваться нельзя, смотреть только в пол, на голове платок. Ревность — это проявление любви к себе. Как известно, те, кто ревнует, сами допускают мысли об измене. И еще — слушайте интуицию. Не надо закрывать глаза на вещи, которые вас не устраивают, наоборот, надо смотреть во¬о¬от такими глазами, когда речь идет о выборе партнера.

 Фото предоставлено Мариной Быковой
Фото предоставлено Мариной Быковой

— Часто сталкиваетесь с женщинами, которые уверены — бьет, значит, любит?

— Бьет — значит, любит бить. Чего женщина не понимает про наших мужиков, так это того, что мужчина прощупывает диапазон допустимого. Если он один раз сам себе разрешил поднять руку, то в голове сработал тумблер — можно. Дальше будет хуже, в некоторых случаях на прежнем уровне — зависит от уровня личности, от подтекста агрессии: сексуальные проблемы, алкоголь/наркотики, органические изменения мозга в силу перенесенных травм и так далее. Некоторые дамы, находясь в критическом эмоциональном состоянии, говорят: но он же меня не бьет. А форм насилия масса, и рукоприкладство — всегда кульминация. Молчание, ор, угрозы, манипуляции, унижение. Не обязательно бить, можно уничтожать морально. Пример из практики прекрасный есть.

Ходила ко мне девушка, маленькая, хрупкая. Замужем за мужчиной с разницей в возрасте в 15 лет. У него — ритуал: приходит вечером с работы, она ужин готовит, а он рюмочку опрокинет и начинает: «Да ты помнишь, откуда я тебя взял? А ты знаешь, что у тебя семья уродов? Посмотри на себя, что ты из себя представляешь — никто и звать тебя никак». Она пыталась отвечать поначалу — он затыкает. И так несколько лет. А потом ей надоело: отходила его половником так, что с кухни еле уполз. Развелись, потому что ему стало понятно — жертвы больше нет, переборола свой страх женщина, больше издеваться не получится. Кухонные бойцы, они чем знамениты? Храбростью, конечно, особенно в отношении пожилых, детей и женщин.

Пожалейте детей

 Фото предоставлено Мариной Быковой
Фото предоставлено Мариной Быковой

— То есть важно найти в себе силы дать отпор?

— Да, на старте. Сразу же. Привлечь родственника-мужчину, знакомых, обратиться в полицию, наконец, но помним о начале разговора. Вообще я всегда задаю женщинам вопрос: если бы вы знали, что будете так жить, согласились бы на это? Все говорят: нет. Следующий вопрос: что мешает начать жить сейчас? Некоторые подходят к решению быстрее, некоторые — медленнее, некоторые предпочитают играть роль жертвы до конца, уже свыкаясь с ней и не видя альтернативы. Это — самое печальное, что может быть. Одна из историй показательна. У одной из клиенток муж не здоров психически. Работает на низкооплачиваемой работе, больше двух месяцев нигде не удерживается. С хрустальной мечтой всех латентных шизофреников — хорошо там, где нас нет. Сейчас у нее двое детей, со старшим сыном сладу нет никакого — влияние отца сказалось очень пагубно, нет авторитетов, уважения, агрессивный. Младший сын уже кидается на нее с кулаками, если что¬то не так. Ну а как они будут относиться к женщинам, если отец может кинуть в мать едой, отматерить, ударить? Наверное, также, ведь для них это норма, подобие перед глазами. Милые дамы, не жалейте себя — просто полюбите, а жалейте детей — они за ваши ошибки и неуверенность будут расплачиваться всю жизнь.

— Что можете сказать женщинам, которые жизнь кладут на то, чтобы переделать мужчину?

— Бесполезно. Причин для агрессии — масса, если у человека есть к этому предпосылки, никогда не получится везде соломки подстелить. Можно терпеть, можно страдать, уговаривая себя, что это ваша миссия на земле — спасти тирана, ведь он не ведает, что творит. Ведает, и скажу больше — получает от этого удовольствие. В один «прекрасный» момент эта миссия может закончиться инвалидностью или местом на кладбище, а ваш непонятый тиран поплачет немного, а через пару месяцев заведет себе новую игрушку. Скучно ведь без игрушек.