О том, что Первоуральск, наряду с Владивостоком и Калугой, станет одним из трех городов, где будут построены пилотные варианты культурно-образовательных центров России, стало известно еще в 2012 году. Тогда один из главных инициаторов проекта, вице-премьер Владислав Сурков отметил: «Надеемся, что такие центры смогут стать исходными точками для творческого вдохновения и инновационного развития страны». К 2016 году изменилось многое: покинул свой пост Сурков, Дома новой культуры (ДНК) переименовали в инновационно-культурные центры (ИКЦ), а из «тройняшек» на свет появился лишь один — ИКЦ Первоуральска, который жители называют просто «шайба». О том, сохранилась ли идея мозгового центра — в интервью директора центра Николая Михайлова.
Вы любите театр?
Наша экскурсия начинается с цокольного этажа. Много света, по пустому помещению гуляет эхо. Мы останавливаемся у стеклянной двери, за которой строительная техника сносит здание, в котором раньше был театр «Вариант». Глядим на размеренные движения экскаватора — зрелище завораживает.
— Старое здание с большой историей. Кстати, к вам еще не приходили общественники, очень сожалеющие о сносе постройки?
— Нет, никто не обращался. А на месте ветхого здания будет оборудован главный вход в будущий парк для посетителей ИКЦ. Что касается богатой истории… Если общественники говорят, что это некая святыня, то чего ж они не сохранили ее и допустили доведение до аварийного состояния? Почему не использовали, не настояли на ремонте в свое время? Я знаю, что разговоров насчет этого здания было много, но восстановить его сегодня было уже нереально.
За дверями то и дело снуют рабочие, площадь земли, прилегающей к ИКЦ, огромная — два гектара.
— Планы по благоустройству грандиозные, — продолжает Николай Михайлов. — Здесь будет парк, парковка, пешеходные дорожки. Мы рассматриваем площадку под главную городскую елку с территорией под ледовый городок. Уже построен общественный туалет, будет небольшой магазинчик. Вон там (Николай Викторович показывает в сторону плотины) должен появиться автокинотеатр. Большой экран, небольшая сцена, площадка для автомобилистов. К сожалению, все еще не решен вопрос со зданием бывшего «Амаранта». Да, оно портит внешний вид, не вписывается в общую концепцию, у нас даже нет возможности затянуть его билбордами — собственник против. Просит за него какие-то нереальные деньги, переговоры пока ни к чему не привели.
— Шла речь о том, что труппе театра «Вариант» будет выделено место в стенах ИКЦ…
— А давайте мы с вами обсудим это чуть позже, когда поднимемся на 7-ой этаж. Думаю, ваш вопрос отпадет сам по себе.
Акустика как головная боль
На цокольном этаже здания, кроме просторных вестибюля и гардероба расположится кафе. Руководство ИКЦ рассматривало вариант самостоятельно заняться общепитом, однако пришли к выводу, что целесообразнее отдать это профессионалам своего дела на условиях аренды.
Николай Михайлов констатирует:
— Пищеблок продуман до мелочей, заезжай, делай интерьер и работай.
Два лифта вместимостью 13 человек каждый. Немного времени (забыли ради интереса засечь, сколько именно) — и вы любуетесь видами Первоуральска с более чем двадцатиметровой высоты.
— Красиво? Вот, собственно, один из немногих плюсов зрительного зала, — критически отмечает Николай Викторович.
Удивляюсь — задача директора, как мне казалось, рассказать о том, что замечательно даже то, что не очень замечательно, однако Николай Михайлов поражает своей откровенностью, прямо указывая не недочеты.
— Давайте теперь я задам вопрос. Как вы считаете, эта сцена подходит для театра, каким мы привыкли его видеть? — спрашивает Николай Викторович.
— Не очень. Сцена больше подходит для проведения семинаров, мне кажется.
— Согласен. Во-первых (директор ИКЦ подходит к окну, которых на стеклянном фасаде великое множество, и открывает его) — детей сюда запускать нельзя до тех пор, пока мы не продумаем систему безопасности в виде ограничителей или замков, например. Во-вторых, вы видели в каком-нибудь театре зрительный зал, в котором есть окна? Нет. А теперь представьте, куда будет смотреть зритель, если у него не одно окно на стене, а стена из окон? В-третьих, моя головная боль — акустика…
— Полукруглый свод потолка, большое помещение. Мои скромные познания в физике говорят, что акустика должна быть хорошей…
— Она отвратительная. Для меня как человека из сферы культуры, увиденное здесь в первый раз было шоком. Сейчас мы заказали проект по использованию зала, чтобы делать это не по наитию, а по науке. Сейчас ситуацию немного спасают акустические плиты под потолком, но заводить сюда адекватный звук (концерт, например) очень сложно. Многофункциональный зал, некий форум-центр. .. Здесь будут сиденья, которые можно убирать, а пространство – использовать для выставок. Учитывая, что на двух этажах у нас разместится студия-музей анимации, то возможности зала будут использоваться и этим направлением деятельности ИКЦ.
— Давайте вернемся к театру. Неужели у них не будет даже репетиционной площадки?
— С театром «Вариант» разговор был в министерстве культуры области, я с ними пока не общался, по поводу возможности здесь работать. Другой вопрос, что репетиционную площадку мы им дать не можем в силу отсутствия соответствующих театральным требованиям площадей. Они могли бы здесь позиционировать себя, свой продукт, но для этого им придется пересмотреть репертуар и предложить что-то, что могло бы нас заинтересовать и подходить по концепции. Например, нетрадиционное использование нестандартного для театра зала, интерактивный театр. В общем, варианты есть, но сама труппа их пока не предлагает. Скажите честно, что вам напоминает этот зал?
— Конференц-зал бизнес-центра.
— Вот… Пойдемте дальше.
Поменять сознание
Пока спускаемся по лестнице на шестой этаж, шутим:
— Конференц-зал, на этом можно попробовать и заработать даже.
— А если серьезно, коммерческая окупаемость поставлена вам в задачу?
— Коммерчески этот проект близится к нулю. Изначально это вообще должны были быть исключительно мозговые центры в регионах, завязанные на Сколково. Сейчас… Сейчас главное ,чтобы не получилось так, как часто бывает в России: проект стартует, финансируется, а потом что-то идет не так — меняются финансовые приоритеты, власть, политическая обстановка. В кризис культура всегда страдает в первую очередь. Но мы оптимисты, поэтому верим и надеемся, что этот проект будет финансироваться, и нам удастся сделать то, что задумано.
— А что вы хотите сделать?
— Некую … конфетку. Вы знаете, я очень не люблю потемкинские деревни, поэтому долго сомневался, принимать или не принимать предложение возглавить ИКЦ. Раз я его принял, значит, вариантов сделать что-то неполезное, неинтересное просто нет. Я настроен на потребителя, он должен получить то, за чем идет.
— Нет опасений, что инновации вызовут отторжение? Первоуральск — не областной центр. Попытки привить здесь современное искусство были, однако они потерпели поражение, даже сняли одну из выставок, которую посчитали оскорбительной для глаз любителей искусства.
— Конечно, Первоуральск – не Екатеринбург. Давно работаю, знаю, что происходит в муниципалитетах. С точки зрения культуры Первоуральск немного обделен. Не в обиду, но это факт. Кроме того, людям свойственно ко многим вещам относиться скептически, настраивать себя: «какой кошмар, все будет плохо и ужасно, заведут сюда, не дай бог, современное искусство». Мы все это видим, понимаем, что такое отношение есть, оно неизбежно. Даже когда покупаешь какую-то вещь в квартиру, она изначально чужеродная. Ты на нее постоянно обращаешь внимание, присматриваешься, но как только она становится своей, ты на ней просто не акцентируешься.
— Насколько это хорошо для искусства, когда к нему привыкают до такой степени, что перестают замечать?
— Я имею в виду, что привыкнуть надо к зданию, организации ИКЦ, а к искусству привыкнуть невозможно. Это очень сложный процесс, который постоянно развивается. Но наряду с инновациями есть и классика, приверженцем которой являюсь и я. Современное искусство хорошо, но оно должно быть дозировано, и его надо смотреть лишь тогда, когда ты к этому готов.
— Какова сейчас основная цель ИКЦ? Может, она сформулирована где-то или сложилась в вашей голове? Ну не знаю, удивлять, поражать, воспитывать…
— Забыли еще одно — образовывать. Культура, как и образование, очень близки по духу, по смыслу, культура призвана сохранять и накапливать человеческий опыт и знания. Цель — быть полезными.
— Ощущения от того, что вы возглавили федеральный проект, который стал единственным реализованным из трех, какие?
— Чувство гордости, конечно, есть. Оно меня переполняет, когда я на работу прихожу. Другое дело, что в силу опыта, возраста, знаний об особенностях воплощения проектов в России есть опасения и переживания, но я верю – всё будет хорошо.
Востребован — без вариантов
Шестой этаж — медиатека. Это современный информационно-ресурсный центр.
— Бумажных книг здесь практически не будет. Доступ к российским и мировым информационным ресурсам предоставляется с помощью сети Интернет. Все желающие из любой точки, используя свои гаджеты либо арендуя технику ИКЦ, могут подключиться к ресурсам, — выступает гидом Николай Михайлов. — Коридоры на всех этажах будут использоваться под выставочное пространство — экспозиции как современного, так и классического искусства.
Пятый этаж — административный блок, где будет размещен управленческий штат и администраторы.
Четвертый и третий этажи — студия-музей анимации.
— Это профессиональная студия анимации, где можно будет создать мультфильмы в любой технике. Песочная, пластилиновая, кукольная, традиционная, компьютерная, анимация в стиле stop-motion, — продолжает Николай Викторович. — Координировать работу, проводить мастер-классы будет профессиональная команда из Екатеринбурга, но мы ждем и первоуральских специалистов, пока есть только одно резюме, которое нас заинтересовало. Формат — обучающие занятия с детьми и взрослыми. Разновозрастные группы. Темы будем задавать и постараемся использовать этот ресурс с точки зрения выполнения социальных задач и функций: экология, патриотизм, асоциальные явления, безопасность дорожного движения — что угодно, а вот фантазию воплощения ограничивать не будем.
Ориентация — на уральскую школу анимации.
— При всем моем уважении к Диснею, — улыбается Николай Михайлов. — Уральская анимация славится. Она хорошая и еще жива, в отличие от кинотрадиций, которых становится все меньше и меньше.
Николай Михайлов до нового назначения долгое время возглавлял Свердловский областной фильмофонд.
— Планов о совместных проектах ИКЦ и Фильмофонда очень много, — делится Николай Викторович. — Но ни в коем разе Фильмофонд сюда не переедет. Некуда и незачем. Это организация, которой уже более 90 лет, у нее есть свои традиции.
— Шла речь о том, что на базе ИКЦ будет создана Уральская инженерная школа, должны были появиться классы роботехники и предполагались площади под World Skills. Идея сохранилась?
— И у меня были эти мысли, которые даже уложились в голове. Но когда я приехал и посмотрел на здание, то сказал, что это невозможно. Нужны совершенно другие площади и условия. ПНТЗ тоже согласился, что это нереально. Для Первоуральска, наверное, это плохо, но с точки зрения региона — никакой трагедии не вижу. Уральская инженерная школа развивается, и, по-моему, в Верхней Пышме уже строится отдельное здание.
— Сейчас активно развивают тему создания туристического маршрута в Первоуральске. Возможно ли включить ИКЦ как отдельный пункт маршрута?
— Легко. Главное, чтобы очередная волна разговоров о создании турмаршрута не осталась очередной волной и не более. Я редко отказываюсь от предложений о сотрудничестве, только тогда, когда это может привести к негативным последствиям. А все, что касается доброго, светлого, вечного — всегда пожалуйста.
— Будет ли ИКЦ востребован людьми? Не получится так, что этот некий мозговой центр будет существовать сам по себе как факт, а люди станут на него просто смотреть, потому что светится красиво?
— От концепции мозгового центра мы уже отказались. Здесь будут сосредоточены профессионалы, чьи знания и опыт, безусловно, будут полезными и востребованными.