905

Настоятель будущего Богоявленского собора считает, что только духовный центр спасет Первоуральск

Уже летом приступят к строительству собора. По плану на возведение уйдет пара лет   Фото с сайта вечернийпервоуральск.рф

Уже летом приступят к строительству собора. По плану на возведение уйдет пара лет Фото с сайта вечернийпервоуральск.рф

Уже этим летом в Первоуральске приступят к строительству собора, который призван стать духовным центром города. Расположена будущая обитель будет на пятачке пониже ДК ПНТЗ и позиционируется как народная стройка. «Городские вести» встретились с отцом Александром (Пилипенко), чтобы узнать подробности будущей стройки.

— Межведомственная комиссия, в которую помимо администрации входят специалисты кадастровой палаты и депутаты городской думы, рассмотрела несколько вариантов. Требовалось соблюсти главное пожелание митрополии — расположить собор в центре Первоуральска. А в этой части города мест для застройки совсем немного. Я, например, выступил резко против предложения возвести храм на территории городского парка — это рекреационное место, предназначенное для отдыха горожан, и в нем не место подобным объектам. Существующие в Первоуральске храмы, к сожалению, расположены на периферии. Так произошло в связи с развитием города, которое велось в период социализма — и культовые религиозные учреждения тогда, как вы понимаете, не строили совсем. Про особую значимость строительства храма, соборность и православие я говорить не буду — я архитектор. Но как архитектор могу сказать, что Первоуральску действительно не хватает культурных объектов. И от строительства собора центр города только выиграет.

Константин Гартман

главный архитектор Первоуральска

Почему нет храма?

Осенью 2015 года в Первоуральске, торжественно и массово, был заложен первый камень будущего Богоявленского собора. Тогда обычно безлюдная площадка заполнилась верующими, люди стояли с просветленными лицами и очень радовались тому, что совсем скоро здесь вырастет храм. Другие праздник не посетили, однако высказали свое отношение в социальных сетях и в письмах на электронную почту издания: идея строительства храма в центре города — не лучшая из идей. Причина — надо уважать чувства не только верующих, но и тех, кто не считает церковь домом божьим, а колокольный звон для жителей близстоящих домов совсем не кажется благовестом.

Но весной 2016 года в рекордно короткие сроки «вырос» так называемый переносной храм — небольшая модульная конструкция, рассчитанная на 120 человек. Там мы и встретились с отцом Александром.

— Отец Александр, расскажите нам историю выбора площадки под строительство собора?

— Однажды, во время визита в Первоуральск, владыка Кирилл задал вопрос благочинному: «Почему в таком большом городе нет центрального собора?» Да, есть храмы, но все они находятся на окраинах и еще один в больнице, а центрального храма, объединяющего людей, нет. Этот же вопрос был адресован администрации города, которая довольно быстро подыскала подходящий участок земли. Центральный собор — это удобно для всех желающих, особенно пожилых людей и мамочек с колясками, которым сложно добираться до периферийных храмов. Центральный собор просто необходим.

— Кому необходим?

— Вам. В первую очередь, вам. Есть люди, которые сопротивляются или борются, называют церковь мракобесами. Хотя мой скромный опыт показывает, что любой человек, который борется против церкви, говорит неприличные речи, рано или поздно приходит в храм, причем, к сожалению, после каких-то печальных событий. Господь всем управляет. Если человек идет к какой-то цели, но у него в планах бога нету, то успех под сомнением.  Если ты к богу не стремишься, то зачем ты живешь?

— А как же мнение, что бог он не в храме, а внутри нас, и не обязательно в церковь ходить, чтобы чувствовать его поддержку?

— Да, царство божье внутри вас есть. Но смотря как это интерпретировать. Если человек ленивый и в духовной жизни бессовестный, то для человека это будет оправданием. Можно задать встречный вопрос: какой у тебя бог в сердце? Что ты знаешь о боге? Каковы его свойства? А кто он вообще?  Многим даже много вопросов задавать не надо: они вообще ничего не знают о боге, ничего о нем не расскажут. Иногда говорят: вот, дома молюсь. А какие молитвы знаешь? Отче наш. И все! Просишь порой прочитать, читают с ошибками!

В Первоуральске в рекордные строки построили так называемый переносной храм. Пока не началось строительство Богоявленского собора, люди приходят ставить свечи сюда.

Звон не помешает

— То есть пока не было людей, которые бы активно высказывали свою позицию против строительства Богоявленского собора?

— Нет, таких не было. Вообще есть люди, смысл жизни которых — кричать. Из-за дерева, которое срубили, из-за дома, который начали строить. А причин не знают. Ну, придут, поговорю с ними, уверен, что они поменяют свое мнение. Я раньше в Шамарах служил, так там что было: идешь с человеком, общаешься, а у него через слово мат. Поговоришь с ним раз, два, потом ему стыдно делается. Исправляется.

— Скажу для начала, что я человек верующий и периодически посещаю церкви.
Но, считаю, что принцип светского государства заключается в том, что вера ни коим образом ни кому не может быть навязана. А строительство собора и сам собор в центре города, на аллее, которую, к слову, совсем недавно облагородили, считаю прямым навязыванием веры и созданием массы неудобств населению. Так же меня весьма озадачивает то, как государство, семь с лишним десятков лет посвятившее себя истреблению веры и самой потребности в ней, вдруг принялось истово креститься и биться лбом об пол сильнее самых набожных из старушек. Мое сугубо личное мнение, что в нашем городе и вокруг него достаточное количество церквей, более того, считаю, что в Билимбае церковь гораздо сильнее нуждается в ремонте, чем постройка нового собора в центре города.

Александр Радюкин

читатель

— Прежде всего, вижу в этом бизнес, да и решение построить собор было спонтанно. Жителей просто поставили перед фактом, не спросив их мнения. Что касается проекта, сделан он явно не для этой площадки. Не стоит забывать и о напряженном дорожном движении в этом месте. Первоуральск — город небольшой, и пусть церкви стоят на окраинах, добраться до них не так уж и сложно. Все, что высказали «пришедшие на открытие плиты в сентябре» — обычные прихожане, которых попросили прийти поддержать. Удивило общественное мнение после того, как заложили плиту: все рады, везде плюсы. Создавали петицию, все промолчали, никто не откликнулся, даже из жителей соседних домов. Чего-то, видимо, боятся.

Дмитрий Тропин

читатель

— А если придут люди не с позицией горлопанов, а те, которые скажут: я понимаю, что обязан уважать чувства верующих, но почему верующие не уважают мои чувства? Я не хочу слышать колокольный звон под окнами, например.

— Тогда оттолкнемся от государства, от законов. Есть Конституция. Вот не нравится мне, что дорога проходит под моим окном, шумно мне, ее что, закроют? Нет, не закроют. Должна быть логика, понимание, что есть вещи, которые необходимы. Мы живем в стране, которая в православии уже 1000 лет. Благодаря православию мы и существуем. Один из священников Донецка недавно упоминал следующее: куда делись все сектанты, война же началась, где вы? Даже католическая церковь и та свою деятельность свернула, остались там лишь православные священники. Поддерживают дух.  Не устраивает вас колокольный звон? Но — смиряйтесь. Я вас уверяю, что пройдет месяц, и вы вообще колокольный звон слышать не будете. Как люди, которые живут возле железной дороги. Идет поезд? Ну и что? Посмотрите, храм на Ясной в Екатеринбурге. Стоит, окруженный домами, — и ничего. А у нас звон от колокольни будет упираться лишь в ДК ПНТЗ, не думаю, что кому-то он помешает.  Вспомните, что происходит на этой площадке летом: собирается молодежь, бесчинствует, музыку громко слушают. Вот как с ними бороться?

— Вызывали полицию, например.  Но вызвать полицию против колокольного звона — глупость.

— Вот и я говорю, что глупость. Не понимаю негодования людей, еще колоколов нет, а шум есть. Не уникально

— К сожалению, я слишком мало информирована по данной теме, скажу только, что мне не по душе проект, представленный в интернете. Во-первых, он не уникален, тысячи подобных «кораблей» стоят в разных концах нашей страны. Во-вторых, своим конструктивным расположением по оси восток-запад, он ломает линию аллеи. На мой скромный вкус, на этом месте был бы уместен небольшой центрический храм (в форме креста) без колокольни и уж точно, без всякого подворья.

Сейчас активно ведутся разговоры о перспективах развития Первоуральского городского округа, все чаще обсуждается вопрос повышения туристической привлекательности города. Хорошо, когда есть, что показать гостям. Но беда в том, что после выхода из состава Первоуральского района поселка Палкино из шестнадцати официально признанных памятников истории и культуры на территории городского округа осталось лишь три. Два из них находится в Билимбае — это Свято-Троицкий храм (сегодня собственность епархии) и комплекс сооружений Билимбаевского чугуноплавильного завода. Еще один стоит в Первоуральске — это островок старой горнозаводской усадьбы, известный горожанам как «Народный дом». Нужно иметь очень богатую фантазию, чтобы разглядеть сегодня в этих объектах памятники культуры. Проще говоря, мы их теряем, а вместе с ними мы теряем и свою малую родину.

Нина Акифьев

краевед, кандидат исторических наук

— Вы сказали, что центральный собор Первоуральску необходим. Чувствуете потребность общества? В кризис стали чаще в церковь приходить?

— У нас потребительское отношение к богу сложилось. Мол, я тебе свечку — ты мне здоровье, я лоб перекрестил — ты мне квартиру послал. Знаете, сколько людей сейчас освящают машины? История даже была: человек пришел и освятил машину, спустя какое-то время попадает в аварию, приходит к батюшке и спрашивает: почему освящение не действует? Потом рассказывает обстоятельства аварии: вел как хам себя на дороге, никакого уважения, вот и поплатился. Культура твоя где? То, что у тебя есть — тебе дает господь. Работу, деньги, здоровье, семью. Можно сказать: я сам. Но посмотрим, как у самого получится, без божьей помощи.

Отец Александр уверен, что Первоуральску не хватает духовного центра. Именно он спасет наш город от безнравственности.

Красиво звучит

— Каждый настоятель, помимо общепринятых, вводит свои порядки в храмах. Например, пускать или не пускать в определенной одежде, можно или нет приносить с собой свечи. Вы видите храм, где подчиняются жестким требованиям или для вас все же важен факт того, что человек пришел?

— Есть вещи, которые просто неприличны. Например, мужчина, который заходит в церковь в шортах. Это неуважение.

— А женщины в брюках?

— Неприлично. На протяжении многих веков брюки являются мужской одеждой. Если бы женщины понимали, насколько юбка преображает, украшает и делает женственной, то навсегда отказались бы от мужских элементов в одежде.

— С точки зрения ландшафта, место под Богоявленский собор выбрано не самое худшее. Общепринятая практика — храм должен стоять на возвышении, чтобы был виден со всех точек. На этом, пожалуй, плюсы выбора место заканчиваются. Во-первых, звук. Не думаю, что в округе ДК ПНТЗ собрались на ПМЖ исключительно верующие люди и можно предположить, что звук колоколов может быть кому-то не по нраву. Например, я живу в высотке в 500 метрах от храма Святой Екатерины, и отлично слышу звон колоколов. Мне нравится, многим соседям, мягко говоря, не очень. Во-вторых, парковки. Если привести в пример тот же храм Святой Екатерины, то во время больших церковных праздников парковка, рассчитанная на 200 мест, забивается под завязку. Что мы имеем на улице Ватутина? Чтобы сделать полноценную парковку, придется жертвовать частью аллеи. Кроме того, надо быть готовыми к тому, что во время больших праздников придется перекрывать проезжие части центральных улиц города, что сопряжено с некоторыми трудностями. В-третьих, теплосети. Хорошо, если храм будет отапливаться при помощи газовой котельной, потому что в противном случае возрастает нагрузка на магистраль, что негативно повлияет на качество отопления близстоящих домов. Мы столкнулись с этой проблемой при проектировании торгового центра, который должен был появиться на этом пятачке в 2008 году.

Станислав Анфиногенов

проектировщик

— Нет опасений у вас по поводу нехватки парковочных мест во время больших религиозных праздников?

—  Нет. Храм будет между трех дорог. Она будет шире (имеется в виду продолжение улицы Малышева — ред.), все будет меняться, все будет переделываться, парковочные места будут с трех сторон.

— Почему собор решили назвать Богоявленским?

— Со слов благочинного отца Константина, история названия простая: посмотрели, что по нашей округе нет именно этого названия. Согласитесь, красиво звучит?

— Есть уже понимание, сколько средств уйдет на строительство собора?

— Храм будет условно разделен на отметку выше нуля и ниже нуля. Выше нуля — то, то над землей, площадью около 1000 квадратов, цоколь — порядка 4000 квадратов. Там будут расположены крестный зал, церковная лавка, библиотека, трапезная, воскресная школа. Что касается денег, пока не могу ответить на этот вопрос, потому что окончательной сметы на оба уровня собора еще нет. Напомню, что это народная стройка. Во всех храмах Первоуральска можно будет приобрести символический «кирпичик» — купон, на котором желающие пишут свое имя. Во время возведения стен храма на каждом настоящем кирпиче будут написаны имена тех, кто совершил пожертвование. Стоимость «кирпичика» — кто сколько может.

— Любые изменения всегда несут с собой противоречивые эмоции. Нам всегда жаль расставаться с тем, к чему мы привыкли. Но если рационально посмотреть на ситуацию с точки зрения архитектуры и градостроительства, станет понятно: площадка — это незавершенная часть аллеи. Аллея как линейный объект всегда является подводящим элементом к объекту, некоей доминантой. Внизу, у пруда, прогулочная зона заканчивается мемориальным комплексом. А человек, который поднимается по ступеням вверх, в конце концов упирается в трансформаторную будку, задний фасад ДК ПНТЗ и автомобильную стоянку. Так не должно быть.

Константин Гартман

главный архитектор Первоуральска

Куда смотрит государство

— В нескольких километрах от Первоуральска есть довольно древний храм, XVIII века постройки. Может, имело смысл восстановить его, а не строить новый храм?

— Если не ошибаюсь, его потихоньку восстанавливают.

— Нет. Он является памятником архитектуры и его пока никто не восстанавливает.

— Тогда куда же смотрит государство, коли это памятник архитектуры? Как храм разрушить в советское время, быстренько издали директивы и указы, а чтоб построить — тяжеловаты на подъем.

— То есть нельзя рассматривать на чаше весов: дух, история, один из пунктов турмаршрута либо храм в центре, новостройка?

— Если бы храм в Билимбае стоял в Первоуральске, то я бы с вами согласился — зачем еще один храм в городе, конечно, надо восстанавливать. Но мы с вами говорим о центральном соборе, который просто необходим Первоуральску. В минувшее воскресенье, например, на службу пришли 90 человек.  Если поставить храм, то придет 900 человек. И это очень хорошо. Люди будут пытаться духовно расти.

— То есть вы считаете, что строительство собора способно, если пафосно выражаться, спасти этот город от падения?

— Да. Уверен, что да.

Комментарии 55

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила