Надо ли детям танцевать войну?

Блог журналиста Екатерины Каладжиди

Сразу скажу, что это мнение. Мое, сугубо личное, мнение, сдобренное моими эмоциями и чувствами. Которые, правда, сформированы мною, не сидя перед монитором компьютера, а прямо в том зале, где дети танцевали войну, выполняли головокружительные, с моей точки зрения, акробатические трюки, в том зале, где мне пришлось плакать, глядя на сцену, и успокаивать собственное чадо, принявшее танцевально-театральное действо очень остро.

Это преамбула. Теперь «амбула», она же фабула.

В минувшую субботу побывала на данс-спектакле «Осталось детство на войне», который поставил наш театр танца «Авиатор». Частично — по рабочей причине,  частично — по велению сердца.

На постановках «Авиатора», посвященных Дню Победы, я была не единожды. Каждый раз с удовольствием, каждый раз с надеждой, что на этот раз обойдется без слез (ибо текущие слезы, размазывающие тушь для ресниц, красоты мне не добавляют), каждый раз с детьми.

В этот раз все было, как обычно. И полный зал был тоже, и крики «Браво!», и аплодисменты в финале, и ощущение того, что час своего времени я провела не зря, и детей своих притащила не напрасно, и я снова плакала. Плакала из-за того, что в который раз, благодаря спектаклю, задумалась о том, как сумели люди пережить Великую Отечественную, о том, как смогли пройти через все это дети, о том, как видели они смерть близких и умирали сами…

Поэтому мне так нелепо читать высказывания о том, что от акробатики в военной форме «становится не по себе», о том, что танцевать детям войну — это неестественно, и прочие в том же духе. То есть наряжать детей в солдатскую форму советских времен и давать им в руки муляжи автоматов, а потом идти на парад Победы, разучивать песни о войне и солдатах, писать сочинения о прадедах, павших на поле боя — это воспитание патриотизма, а данс-спектакль — это «не по себе»?

И не понятно, что не устраивает в спектаклях, посвященных Дню Победы? То ли то, что танцы — жанр не серьезный, не солидный и, вероятно даже, не патриотичный. То ли то, что в постановке принимают участие дети (школьного, достаточно разумного, возраста).

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Сначала по первому пункту. Танцы бывают разные. Бывают разухабистые, встречаются вульгарные, можно увидеть невнятные. А бывают такие, глядя на которые проникаешься их настроением, эмоциями, которые вкладывает постановщик и танцор в танец. Танцевальные номера «Осталось детство на войне» как раз такие. Без излишнего пафоса и псевдопатриотизма, без наигранных эмоций и наворотов. Здесь не отплясывают под техно в гимнастерках. Постановка четко выдержана стилистически: «Смуглянка», «Песенка фронтового шофера», «О той весне», гимнастерки, пилотки, ситцевые платьица в мелконький рисуночек и носочки… А еще здесь море акробатики, много красивых поддержек, интересных танцевальных рисунков, очевидное мастерство и наставника (Александры Токаревой) и учеников. Но последнее военной стилистики не нарушает, оно ее и создает.

Теперь по второму. Передавать память о войне можно по-разному: можно, читая рассказы о войне, можно, показывая военные фильмы, можно, давая возможность поговорить с участниками боевых действий или с теми, кто был в тылу… Александра Токарева, руководитель театра танца «Авиатор», передает эту память при помощи того, чем наполнена вся ее жизнь — при помощи танца. Ничего крамольного или кощунственного в этом нет. Мой младший сын, смотря «Осталось детство на войне», размазывая слезы по щекам, дрожащим голосом шептал мне: «Мама, они умирают. Мама, их убивают». Для меня, как для матери, это важно. Важно, что ребенок навсегда, надеюсь, отложит в своем сознании, что война — это не радость Победы, героическое марширование с развевающимися флагами. Война — это смерть, боль, отчаяние, разрушение. Я хочу, чтобы мои дети это запомнили. На всю жизнь. Чтобы, став взрослыми, каждая клетка их мозга была против войны! Любой, за любые идеи (исключая тех, когда как во время Великой Отечественной войны нашим дедам и прадедам пришлось защищать свои семьи, свой дом).

Поэтому танцевать войну детям можно и должно. Постановки «Авиатора» в доступной, а не в нудно-догматической форме, в равной степени рассказывают о потрясающем героизме солдат, о радости Победы, о смерти на поле боя, об отчаянии теряющих родителей детей, о памяти, что навсегда осталась в сердцах близких павших солдат… Эти спектакли не просто рассказывают историю, полную дат, фамилий и географических названий, они вызывают эмоции, которые остаются не только в памяти, но и в сердце.

Так что приходите в следующем году все сомневающиеся на новый спектакль «Авиатора», который, я надеюсь, по традиции будет поставлен ко Дню победы. Посмотрите, быть может, поплачете, а потом поговорим.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

По журналистской привычке снабжать все комментариями, свое мнение дополняю мнениями сопричастных с постановкой «Осталось детство на войне» людей.

Александра Токарева, хореограф, руководитель театра танца «Авиатор»:

— Постановка военных спектаклей стала для меня уже традицией. По зову души. Не скрою, что ставить спектакли, приуроченные к праздникам новый год, день защиты детей, или же любые лирические – гораздо для меня легче, чем военные. Сделать так, чтобы дети прочувствовали всю боль войны, кроме техники в танцах, чтобы донесли до зрителя душевное состояние того времени — это основная и очень не простая цель моих постановок. И конечно, самая большая радость и понимание, что я не зря ставлю военные спектакли — это наши ветераны, которые не сдерживают слез и благодарят нас за проделанную работу. Мы никогда не забудем о том, какой ценой далась великая Победа, какие лишения, потери, испытания пришлись на долю старшего поколения, которое весь мир знает как «поколение победителей». Я считаю, что знать военные подвиги наших прадедов, гордиться, чтить светлую память павших, беречь правду о Великой Отечественной войне, заботиться о тех, кто даровал нам победный май 1945 года — святая обязанность каждого из нас. Именно этой святой обязанностью и занимается наш театр танца. Я очень благодарна родителям, которые водят своих детей в мой театр танца, за понимание, помощь, ответственность и хорошее воспитание детей.

Анна Зяблицева, чья девятилетняя дочь уже шесть лет занимается в «Авиаторе»:

— Тему Великой Отечественно войны обязательно нужно поднимать. Я рада, что «Авиатор» ставит такие спектакли. Моя дочь принимает в них участие второй год (младшие танцоры «Авиатора» не задействованы, как правило, в спектаклях ко Дню победы — прим.). Перед подготовкой спектакля с ребятами проводили беседы о войне. Александра Токарева гениальные вещи ставит! Они помогают детям лучше прочувствовать тему, понять. При помощи фильмов это сделать сложнее.

Тамара Симдяшкина, 76 лет, ребенок войны, зритель:

— Я дитя войны. Мой отец защищал Москву. После «Осталось детство на войне» под огромным впечатлением! Все песни военные пела. Молодцы! У меня такое чувство, будто я сама во всем принимала участие. Так передать человеческие эмоции, с такой душой. Все, как в действительности было, так и на сцене. Я уже не в первый раз на спектакле «Авиатора», посвященному Дню победы, побывала, и каждый раз — море эмоций.