«Ямочный ремонт — запретить» — почему в Первоуральске не будет таких дорог, как в Европе

В этом году на ремонт важной первоуральской дороги — Динасового шоссе, выделено 20 млн рублей. Очень помогло в этом вопросе предприятие «Динур», выделив порядка 6 млн рублей. Конкурс выиграли наши, местные — МПО ЖКХ под руководством Юрия Прохорова. «Городские вести» решили понаблюдать, каким образом ведется будничный ремонт без контроля каких бы то ни было комиссий, а заодно понять — на сколько хватит свеженького покрытия, учитывая, что шоссе становится все более востребованным.

Вынужденная мера

9 утра. На шоссе уже рабочие: фрезой срезают верхний слой асфальта, на участке подальше дорожники занимаются установкой бордюрного камня. Наш эксперт — руководитель проектного бюро Станислав Анфиногенов — сразу отмечает несколько недочетов:

DSC07096

— Во-первых, меня беспокоит, что срезанный асфальт никуда не отвозят — вот он лежит тут же, горами, а чуть подальше рабочие лопатами кидают его за обочину. Я не специалист в экологии, однако даже дилетанту понятно — полезного для окружающей среды мало.

Наблюдаем минут 15 за работой фрезы. Зрелище завораживающее и даже убаюкивающее: неспешно, туда-сюда, оставляя за собой темные полосы, ходит строительная техника.

— Станислав Вячеславович, вот красиво идет, да?

— Да, как в том фильме, «красиво плывет группа в полосатых купальниках».

— Вот вроде и техника хорошая, и опыт есть, и специалисты работают, но почему у нас не такие дороги, как в Европе?

Станислав Анфиногенов Фото Ольги Хмелевой
Станислав Анфиногенов: Станислав Анфиногенов, проектировщик: «В дорожных работах должен быть общественный контроль, чтобы соблюдался ряд требований. Например, нельзя просто положить новый асфальт вместо срезанного: надо сначала убрать пыль (пролить участок водой), положить слой гудрона, чтобы новый асфальт лучше «схватился» со старым. В Европе, например, за укладкой дороги следят три сторонних наблюдателя: представитель местного самоуправления, представитель местного автомобильного союза, член дорожного профсоюза. Если хотя бы одному представителю обоснованно не нравится, как уложена или отремонтирована дорога — фирма обязана этот участок переделать за свой счет» Фото Ольги Хмелевой

— Дело не в технике, а в технологиях и разнице подходов, — отвечает Станислав Анфиногенов. — Все слышали, а многие и видели, какие хорошие дороги в странах Евросоюза, например. И, наверное, это то немногое, что стоило бы перенять России. Вот смотрите, ямочный ремонт если имеет место быть — допускается исключительно как временная и вынужденная мера. «Выгрызание» ямок и заделка их асфальтом должны быть сделаны за один день. При этом стенки и дно ямки в старом асфальте разогревают специальной горелкой, чтобы новый асфальт лучше прилип к старому. Через несколько недель участок дороги с заплатками полностью ремонтируют, сдирая асфальт до щебенки и укладывая новый. Стыки старого и нового участка прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, чтобы не было заметно границы. При этом дорогу перекрывают полностью — автомобилисты ездят по дублерам, которых много.

Как бы иллюстрируя разницу в подходах, по свежесрезанному участку дороги один за другим проезжают автомобили — реверсивное движение не организовано, водители по наитию понимают, какой ряд должен двигаться, объезжая ремонтируемый участок.

Репутация превыше всего

Двигаемся дальше. Несколько рабочих готовятся к установке бордюрного камня. От общения без руководителя отказываются, поэтому нам остается только смотреть в ожидании Юрия Прохорова.

DSC07126

— Должна быть сделана подушка перед тем, как будут укреплять бордюр. Щебень или отсев — ни того, ни другого не вижу.

Приехавший через полчаса Юрий Александрович с Анфиногеновым не согласен — «подушка» есть, все делается по всем правилам, работники квалифицированные.

— Важно, что в Европе запрещены подряды. Дорогу делает только та фирма, которая выиграла тендер. То есть нельзя выиграть тендер и потом перезаказать укладку асфальта в другой фирме, — продолжаем обсуждать европейский опыт. — Это к вопросу о том, почему мы не можем уйти от «равшанов» — у нас очень развита работа с субподрядчиками, при этом мало кто задумывается о репутации компании: всегда можно, подняв хороший заказ, сделать его абы как, а потом просто открыть другую фирму и продолжать участвовать в тендере. Компании, как и дороги, имеют классность: от 1 до 4, где свой срок гарантии. Например, на муниципальную дорогу гарантия 7 лет, а на дорогу федерального значения, где высокий трафик — 10 лет. Строительство и ремонт дорог — деятельность, попадающая под лицензирование. Если в течение гарантийного срока дорога разваливается — фирма обязана отремонтировать дорогу за свой счет. Если дорога разваливается — фирму могут не повысить в классности, а то и вовсе понизить, либо вообще отобрать лицензию и занести в черный список. Фирмы дорожат лицензией, если они схалтурят — у них больше не будет заказов. Как вы думаете, есть СРО у МПО ЖКХ и специалисты, имеющие достаточный опыт в ремонте дорог?

В картишки не перекинемся

Начальник МПО ЖКХ Юрий Прохоров уточняет, что СРО есть, а в качестве квалифицированного специалиста был привлечен бывший работник «Уралдортехнологий» Александр Сушинских, который сейчас возглавляет дорожный цех МПО ЖКХ.

— Шоссе на Динас станет уже пятнадцатой дорогой, которую я ремонтирую в Первоуральске, — подсчитал Александр Николаевич в интервью газете «Вечерний Первоуральск».

Юрий Прохоров, начальник МПО ЖКХ Фото Ольги Хмелевой
Юрий Прохоров, начальник МПО ЖКХ
Фото Ольги Хмелевой

Площадь ремонтируемой поверхности на Динасовом шоссе увеличили, а также отказались от ремонта «картами».

— Будем менять асфальт полностью, — сообщил «Городским вестям» директор МПО ЖКХ Юрий Прохоров. — Получается, мы будем укладывать 21 тысячу квадратных метров асфальта толщиной 7 сантиметров — полностью новое полотно. Гарантийный срок на дорогу — три года. Также мы будем выкладывать новый тротуар вдоль Динасового шоссе. Сейчас его нет в принципе — только тропинка, протоптанная самими жителями. Зимой ее полностью засыпает снегом — не прочистить, потому что техника не проходит, весной топит, потому что здесь низина. Мы будем отсыпать щебенкой, поднимать тротуар выше дорожного полотна. Кроме того, благоустроим остановочные комплексы на шоссе. Что касается того, что мы не вывозим срезанный асфальт, то руки пока не дошли. Часть оставим здесь для отсыпки обочины, а часть используем на проселочных дорогах — заделаем ямы.

 

 

DSC07088