Как в Первоуральске проходит предварительное голосование «Единой России»

Репортаж с предварительного голосования «Единой России» начинается не с избирательного участка, а с маршрутки:

— Надь, вы картошку уже посадили?

— Нет еще. Сегодня собирались, отголосую и поеду.

— А выборы-то какие? Мэра выбираем?

— Ага.

********

Накануне праймериз журналисты «Городских вестей» провели блиц-опрос на улицах Первоуральска. Мы задали всего лишь один вопрос: «Знаете ли вы, что такое праймериз?»

Стремясь сделать репрезентативную выборку, корреспондент Ольга Хмелева потратила около часа на общение с горожанами, причем ограничиться только вопросом не удалось: приходилось рассказывать, что есть праймериз, а заодно и объяснять, какие коврижки светят тем, кто выбьется в топ рейтинга. Но большая часть опрошенных даже после объяснений лишь пожимала плечами и недоумевала: «Зачем? А другие партии так не делают?»

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Другие партии так не делают — это прерогатива партии власти. Старт праймериз «Единая Россия» дала в феврале. Председатель партии Дмитрий Медведев заявил, что должна быть честная и открытая процедура, по итогам которой рядовые избиратели, а не только члены партии, выберут кандидатов, которые в сентябре будут баллотироваться в Госдуму и региональные парламенты.

В наших планах посетить несколько участков — Первоуральский металлургический колледж, ДК ПНТЗ и какой-нибудь еще, по сиюминутному желанию (мы ожидали некоего контроля за работой журналистов, ведь накануне, делая аккредитацию на праймериз, мы прошли несколько кругов ада: потребовали паспортные данные журналистов, название и номера техники, а также четкое указание, на какие именно участки мы собираемся пойти. Хотелось пошутить, что «мы будем в темных очках и с желтыми хризантемами в руках», но поняли — степень напряженности в штабе «ЕР» высокая, юмор за три дня до начала голосования никто не оценит).  Мы специально не выясняли, где и во сколько будут голосовать вип-персоны — нам просто хотелось посмотреть, что происходит на участках, как ведут себя люди и насколько высока посещаемость.

11 часов. Первый участок — ПМК.

На стекле входной группе несколько плакатов с кандидатами в госдуму по партийным спискам, по одномандатному округу, а также фамилии кандидатов в ЗакСо. В посещении техникума людно — длинная очередь, многие пришли с детьми, нетерпеливо переминаются с ноги на ногу.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Я здесь с утра, — комментирует наблюдатель, член ОНФ Любовь Татаурова. — Пока никаких замечаний нет — нарушений я не вижу, все проходит нормально. Единственное — люди нервничают, что медленно и приходится ждать в очереди. Самый пик был с утра — в 8-9.

Действительно, от толпы отделяется женщина и пытается выяснить, где находится «старший по участку»:

— Что же это такое? Никакой организации, очередь стоит. Добавьте регистраторов, почему их всего четыре?

— Скажите, а вы понимаете, что здесь сегодня происходит? — обращаемся к говорящей.

— Выборы, конечно, — отвечает женщина. — Депутатов выбираем в госдуму и в область. На работе сказали, что много времени не займет, а уже полчаса стою.

— Вы добровольно пошли? Где вы работаете?

В ответ — кивок головой и отказ представляться и называть место работы.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

В кабинке для голосования каждый человек проводит порядка 2-3 минут. Ему надо заполнить три бюллетеня:  в первом, самом большом — 44 фамилии кандидатов в Государственную Думу по партийным спискам. Во втором бюллетене обозначены те кандидаты, что решили баллотироваться в ГосДуму по одномандатному избирательному округу, в третьем бюллетене — фамилии кандидатов в Законодательное собрание Свердловской области.

За несколько дней до голосования, начали поступать анонимные звонки. Люди называли место работы — городская больница, управление образования, ПНТЗ, сообщая, что их заставляют идти голосовать.

— Говорят, что надо идти и голосовать, потому что если не пойдем, то проверят — были или нет. Нет, увольнением не грозят, просто напоминают про премиальный фонд. Еще не указывают, за кого именно: просто требуют, чтобы пришли.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

В ПМК встретились с Александром Предеиным, наблюдателем за ходом голосования попросили поделиться мыслями насчет хода голосования.

— Вы знаете, это ожидаемые звонки и высказывания насчет того, что на голосование народ будут гнать. Под угрозой увольнения, лишения премий и так далее.

— Возможно работодателю отследить явку человека?

— Нет, персональные данные человека записываются в журнал, на этом участке их четыре, которые после завершения процедуры будут отвезены в область. Не думаю, что кто-то будет отслеживать, был ли сотрудник на праймериз или нет — это глупо и трудоемко.

— Как явку оцениваете?

— Хорошая. Причем не только в Первоуральске. Люди идут и голосуют.

 

Всего по Первоуральскому округу работают 14 участков. В сравнении с тем ,что обычно их 76, понятен ажиотаж.

11:30 — ДК ПНТЗ.

Предполагали, что здесь будет толпа. Но толпы нет. В зале для голосования человек 30. Наблюдатели фиксируют в своих блокнотах приходящих, отмечают, что нарушений не было. В дверях появляется один из кандидатов в ЗакСо — Ефим Гришпун. Стоит в очереди, регистрируется, скрывается за ширмой, опускает листы в прозрачную урну и общается с журналистами:

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Я согласен с тем, что «Единя Россия»  рождает новую политическую культуру. Ввести предварительное голосование перед основным голосованием — задумка интересная,  демократичная я бы сказал. Задача — привлечь кандидатов, чтобы туда прошли люди, обладающие общественным доверием, люди, способные что-то делать. Приживется или нет — будет известно после подведения итогов. Они не оправдывают пессимистических ожиданий, что никто не придет. Если пройдет без политических скандалов, то такая практика приживется. Мое участие обусловлено двумя доводами: заканчивается мой пятилетний депутатский стаж — при помощи голосования хочу узнать, не напрасно ли я провел эти пять лет. Думаю, что двойки быть не должно. Во-вторых, скрывать не буду, как и в 2011 году, получил предложение возглавить политическую гонку по партийному списку.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

12:20. Дворовый клуб «Огонек» на Береговой.

Без диктофона и фотоаппарата встаем в очередь, хвост которой далеко за пределами помещения. «Вас поставили подглядывать, а вы подслушиваете» — внимательно вслушиваемся в диалоги.

Женщина лет 55 в красной курточке:

— Помидоры загрузили в багажник, думала, недолго тут — так уж вспотела, но нельзя уйти: нам на работе по 500 рублей выдали, сказали, идите голосуйте. Отчитаться надо ж будет.

— Думаешь, зависит что-то от нашего голоса? Без народа все решается ведь, наше дело телячье. Да и какая разница, кто рулить будет — один, второй, третий. Сегодня один мэр, завтра другой.

— А за кого голосовать будешь?

— Сказали, галочку можно поставить на всех. Главное, Дронова и Чечунову. Слушай, а как они вдвоем городом-то управлять будут?

— Так у нас же два мэра сейчас, так и будут.