Первоуральский тренер по плаванию Людмила Шалагина вырастила не одну спортивную звезду и не намерена останавливаться

Фамилия пловцов Шалагиных известна далеко за приделами нашей страны. Супруги Дмитрий и Людмила Шалагины научили плавать десяток призеров международных соревнований. Среди их воспитанников — участницы Олимпиад Надежда Чемезова, их дочь Наталья Шалагина, Универсиады — Светлана Шалагина. Людмила Шалагина — единственный тренер в Первоуральске, который может пустить наших спортсменов в большое плавание — о ней «Городские вести» и расскажут в рамках совместного проекта с организацией «Первоуральск — город чемпионов» «Легенды спорта»

Влюбилась в спорт

Свой путь к плавательной вышке Людмила Николаевна начала в родном Нижнем Тагиле. Тогда в городе открылся новый бассейн: и стар и млад занимались плаванием. Людмила пошла в бассейн, как это обычно бывает, вместе с подружкой, хотела научиться плавать.

IMG_0180

— Мне было 7 лет, когда я пришла в секцию. Прозанималась год, потом тренер меня начал выделять, хвалить, и я пошла в спортивную группу, там тренировки более серьезные, — рассказывает Людмила Николаевна. — Первый купальник мне привезли издалека. Это были 70­-е годы, и что-­то достать было очень сложно. Мой купальник был зеленый с оранжевыми лямками, потом появился первый спортивный купальник, силоновый — плотный, отталкивающийся, непузырящийся. Первые очки для плавания тренер мне предложил самодельные, которые специально для нас делали в Нижнем Тагиле на каком­-то заводе. Помню, так не понравилось мне плавать в очках, как будто я плыву и остаюсь на одном месте, а очки только скинешь и летишь. Потом привыкла.

Тренировки юной спортсменке давались легко, со временем стали появляться результаты, да и тренер всегда хвалил.

— Влюбилась в спорт, потому, что получалось. Начала выступать на соревнованиях: раз — медаль, два —медаль! Затягивает, — смеется Людмила Николаевна. — К шести часам утра я ходила на утреннюю тренировку, к 8 часам — в школу на занятия. А школу мы никогда не пропускали, даже мысли не было. А когда ездили на сборы, с нами возили учителя, который нам математику, физику преподавал, брали с собой учебники и учились, сдавать же надо по приезду.

IMG_0210

Потом нагрузка у спортсменки возросла — начались двухразовые тренировки, результаты начали улучшаться, но для этого требовалось больших усилий.

— Естественно, у каждого спорт­смена наступает переломный момент, когда думаешь, стоит ли тебе продолжать или поискать что-­то другое. У меня это случилось лет в 12. Тогда родители мне сказали: да как бросить? Столько лет плаванию отдала! Мозги мне промыли, и я с новыми силами опять — плыть, — продолжает Шалагина. — Раньше такая система была, что если ты не в спортивной школе­-интернате, то на российские соревнования тебя не возьмут. Поэтому с седьмого класса родители отдали меня в спортивный интернат в Екатеринбурге. Там я выполнила норматив мастера спорта, стала бронзовым призером первенства РСФСР в 15 лет.

Была хорошая команда

По окончанию школы Людмила Шалагина поступила в Омский институт физической культуры. Там и познакомилась со своим будущим супругом — ныне заслуженным тренером России по плаванию Дмитрием Шалагиным. После института пара переехала в Первоуральск, где только построили новый бассейн и набирали тренеров.

IMG_0109

Мне нравится наблюдать, как преображаются дети, пришедшие заниматься плаванием. Например, приходят обычные, неказистые пухлячки, а через год на него уже смотришь — вырос, пухлость куда-­то делась. У нас же подкачка идет всех групп мышц — широкие плечи, торс, мальчики у нас особенно красивые в спорте. Родители девочек часто сомневаются: отдавать ли девочек на плавания, вдруг станут мужеподобными. Это стереотип. Посмотрите на пловчих — они все красивые и стройные.

— Здесь сделали первый набор, дети у нас начали подрастать. Набор был экспериментальный — сами мы только после института пришли. Раньше методики другие были — плавать много, монотонно, сейчас в тренировках больше интенсивности, — рассказывает Наталья Шалагина. — У нас была хорошая команда тренеров, и в Первоуральске действительно начался бум развития плавания. Мы создавали спортивные классы, потому что поток детей был большой, делали двухразовые тренировки, в плавании это немаловажно — без двухразовых тренировок далеко не уплывешь.

Соответственно, были и результаты, многие воспитанники супругов Шалагиных плавали за сборную команду России.

— Мы уже себя, как тренеры, уверенней чувствовали, спортсмены начали расти, методики — меняться. С 1996 года пошли чемпионы: на первенстве Европы Аня Терехова, Максим Михайлов, рекордсменка России, участница двух Олимпиад Надежда Чемезова. Наде в 2000 году в Сиднее пять сотых секунды не хватило до третьего места. Обидно было, — вздыхает Людмила Николаевна. — Обе дочери наши — пловчихи, старшая Наталья тоже участвовала в Олимпиаде, младшая Светлана — в Универсиаде.

IMG_0221

Семейный подряд

— Кстати, о дочках: это было их решение — заняться плаванием, или выбора особо не было? — интересуемся мы.

— Ну, почему выбора не было? — улыбается тренер. — Хотя, можно и так сказать. Помню, девчонки еще маленькие были, мы ездили на сборы вместе с художницами (художественными гимнастками — ред.) и моя старшая любила возле девчонок кружиться, гнулась разно, повторяла за ними. Тренер их мне потом говорит, отдай Наталью к нам, она гибкая, задатки есть. Я говорю, нет, эта девочка будет плавать. Ни Наташу, ни Свету мы не заставляли, им тоже нравилось плавать. А мы видели, что у девчонок получалось, эмоциональное состояние в норме, они с удовольствием ходили на тренировки. И нам хорошо — мы на работу, девчонок с собой, всегда были вместе. Был раньше семейный подряд у нас, спортивная семья.

IMG_0226

В нулевых, по словам тренера, плавание в городе начало затухать, отношение к спорту стало совершенно другое, финансирование сократили, начали искать деньги у спонсоров.

— А чтобы показывать результаты, нужно постоянно на сборы ездить, в горах быть. После гор чисто физиологические процессы происходят, и идет улучшение результатов, — рассказывает Людмила Николаевна. — Денег тогда совсем не стало, супруг уехал работать в Екатеринбург, в училище олимпийского резерва, младшая дочь тоже сейчас там работает. Там, в училище — высокое мастерство, поэтому тех детей, которые у нас здесь выплывают, мы туда передаем.