Архитектор Александр Долгов: «Не удивляйтесь, если напротив храма построят торговый центр»

В Билимбае начали подготовку к историко-культурной экспертизе поселка

Уставшие, загоревшие, в дорожной пыли, но очень довольные — мы встретились со студентами УрГАХА возле Свято-Троицкого храма. В руках — планшеты и карандаши, на листах бумаги схематичные изображения улиц. Залпом пьют воду, смеются, делятся впечатлениями:

— Начали фотографировать дом, а там тетка выскакивает и как давай ругаться — это частная собственность! Не снимайте здесь! Я, конечно, попыталась объяснить, что стою на общественной территории и могу делать, что мне нужно, но собака у нее здоровенная! Не в мою пользу аргументы.

— Надо, наверное, у главы попросить написать разрешение какое-нибудь. С бумажкой надежнее.

— А видели дом предположительно 19 века, покрытого шифером, бирюзовой краской покрашен?

— Да ты что? Вот гении реставрации! И наличники убрали. Спрашиваю: где наличники? Не знают. Эх.

IMG_0992
Фото Анны Неволиной

Студентов шестеро. Их летняя практика, которая заключается в фиксации имеющихся культурно-исторических объектов с последующим составлением плана по их восстановлению, проходит в Билимбае — единственной вотчине Строгановых на Урале.

— В феврале мы, фонд «Строганофф», участвовали в мероприятии, посвященному 50-летию всероссийского общества охраны памятников и культуры, — рассказывает председатель фонда «Строганофф» Станислав Могила. — Сопредседателем общества является известный архитектор Александр Долгов. Они проделали большую работу: создали свод всех памятников архитектуры Свердловской области, объездив весь регион, поставили их на учет, зарегистрировали. Признались: везде провели достаточно хорошую работу, а вот до Билимбая руки не дошли. Поэтому мы договорились о том, что доверим эту работу студентам.

Михаил Крапивин окончил первый курс магистратуры. Охотно показывает свой планшет с зарисовками и рассказывает, какие постройки его особенно впечатлили.

IMG_0959
Михаил Крапивин, студент Фото Анны Неволиной

— Сегодня мы потратили день на визуальное изучение Билимбая, цель — создать историко-культурный опорный план с разверстками улиц, фронтальной фотофиксацией.

Его коллега Иван Цепилов поясняет нам, далеким от чертежей и архитектуры: развертка — это длинная фотография наподобие гугл-панорамы.

Максим и Иван — будущие архитекторы-реставраторы. За день успели лишь присмотреться, замеров пока не делали, но уже оценили потенциал многих построек.

— Есть большой потенциал у Господского дома. Здание кажется очень простым на первый взгляд, оно несколько раз перестраивалось. Башня с часами, большие арочные окна, балконы — это было раньше, сейчас былое наследие лишь угадывается, — говорит Максим.

Мечта ребят попасть на останки знаменитого чугунно-литейного цеха сегодня не сбылась — памятник архитектуры находится на частной территории, а собственник, Евгений Никулин, похоже, завел традицию: не пускать ни будущих, ни действующих архитекторов (напомним, что во время визита в Билимбай знаменитого московского архитектора Александра Кузьмина, предприниматель не пустил его дальше ворот, хотя памятник архитектуры нуждается в осмотре и восстановлении).

 Фото Анны Неволиной
Станислав Могила, председатель совета фонда «Строганофф» Фото Анны Неволиной

— Сегодня состоится заседание попечительского совета фонда, — вступает в диалог Станислав Могила, — где мы обсудим этот момент с главой Билимбаевского СТУ Александром Гильденмайстером. Может, будет написано письмо на собственника, может, придумаем еще какой-то рычаг, но заниматься заводом надо, собственники должны обеспечить доступ к памятнику архитектуры.

Помимо работы с архитектурными формами, студенты ждут, когда же им покажут недавние находки — надгробия, которым более 150 лет.

Станислав Могила обещает, что, конечно, покажут, тем более на днях была найдена третья плита — чете Васильевых, почивших примерно полтора века назад, однако пока студентам надо сконцентрироваться на практике. Зато приехавший в Билимбай Александр Долгов (заслуженный архитектор Российской Федерации, с 2001 года возглавляет институт «УралНИИпроект РААСН») памятники посмотрел, а заодно ответил на вопрос журналистов «Городских вестей» — почему так необходимо провести культурно-историческую экспертизу поселка.

IMG_1049
Александр Долгов, заслуженный архитектор Российской Федерации, с 2001 года возглавляет институт «УралНИИпроект РААСН» Фото Анны Неволиной

— Когда мы имеем дело с историческими поселениями, к которым относится и Билимбай, на начальных этапах мы знаем лишь то, что это историческое поселение.  Но что конкретно в нем памятного и исторического — не знаем. Ориентируемся на различные мнения жителей, слухи, легенды до тех пор, пока не проведут исследование специалисты.  Хорошо, что сохранилась сама материальная культура: в виде зданий, территорий, археологических объектов, письменных источников, которые позволили бы нам создать целостную картину — каким историко-культурным потенциалом обладает Билимбай.

До проведения исследований это неясно. Исследование трудоемкое. Оно состоит из нескольких стадий, первое из которых — изучение литературных и письменных источников — фотографии, иконы… Нельзя сказать, что источников по Билимбаю мало, но все-таки их недостаточно, либо они односторонние. В обозрение попадают наиболее значительные объекты, как, например, Свято-Троицкий храм, завод, пристань, Билимбаевский пруд. А что же остальное? Как жили люди? Мы видим прекрасный Господский дом, здание конторы — можно наблюдать развитие классицизма, который с небольшим опозданием перекочевал из центральных областей на Урал. Строгановы в этом ключе и планировали территорию поселка, чтобы было удобно жить и работать. Билимбай оказался зоной не такой активной застройки, поэтому сохранил эту память.

После завершения историко-культурной экспертизы, об этом оповестят органы охраны объектов архитектурного наследия. Если объекты признают достойными, то на них будут оформлены паспорта и они будут считаться выявленными объектами культурного наследия.

— Следовательно, их надо будет сохранять, — резюмирует Александр Владимирович. — Тогда вокруг каждого объекта нужно будет проектировать зоны охраны, которые позволят уберечь красивый ландшафт, убрать диссонирующие постройки (на территории чугунно-литейного цеха остались каркасы построек советского периода, «сталкерщина», как охарактеризовал их Долгов), раскрыть виды, которые прежде радовали глаз. Вы не удивляйтесь, если перед Троицким собором, например, если такую работу не провести, появится торговый центр.

IMG_0974
Фото Анны Неволиной