100 миллионов рублей — в этом году, практически впервые за историю Первоуральска, выделена рекордная сумма на капитальный ремонт школ. Привычные типовые здания, привычно серые фасады, привычно текущие кровли, привычно унылый запах краски, которой в преддверии нового учебного года замазывают настенные росписи в рекреациях — это история не лета2016. Какие школы и по каким позициям отремонтируют в этом году — рассказали заместитель главы по социальной политике Валерий Хореев и руководитель ЦХЭМО Евгений Ермаков.
Шесть школ — №№ 3,4,5,7,9,21 — должны встретить учеников 1 сентября при полном параде. Яркие, креативные, как пасхальные яйца в исполнении художника-авангардиста.
Начинаем экскурсию с лицея №21.
У здания — глобальные раскопки, здесь меняют коммуникации «Водоканал» и СТК, опыт предыдущих отопительных сезонов показал — рвется там, где тонко.
— Вы помните, какого цвета была эта школа? — спрашивает Валерий Хорев.
— Помню. Серая.
— Как и все. А теперь каждая школа будет иметь свой индивидуальный дизайн.
Лицей уже успели выкрасить в ярко-синий цвет.
— Цветовая палитра — в компетенции главного архитектора города. Я считаю, что решение удачное, каждая школа будет иметь свой индивидуальный вид, — уверен Валерий Александрович. — А вы критикуете решение?
— Нет, это же вопрос вкусов. Кому-то нравится авангард, кому-то — классика. Проблема в том, что у каждого архитектора свое видение развития города, а генерального плана развития нет. Боюсь, что получился нагромождение стилей, когда Гартмана сменит кто-то другой.
В прошлом году комплексно отремонтировали школу №1: кровля, фасады, новые стеклопакеты, сделали спортивную площадку, футбольное поле, поменяли вводные трубопроводы.
В этом году утвердили план на грядущую пятилетку, в рамках которой планируют отремонтировать все школы городского округа капитально. Косметический ремонт, а также замена мебели в перечень работ не входят.
— По периметру школ полностью заменят забор, — комментирует начальник ЦХЭМО Евгений Ермаков. — Демонтированные секции забора, которые более-менее в нормальном состоянии, мы передаем в другие учреждения. Используем в качестве заплат.
— На днях в школе №5 демонтировали забор. Вполне себе приличный, бетонный. Прям жалко, вот честно — бульдозером ломали секции, неужели нельзя было разобрать и приспособить в другом месте?
— Тот забор не отвечал никаким требованиям безопасности. Хрупкий, разобрать нельзя, его ломают даже дети, когда перелазят через него. Если толкнуть, может даже плитой придавить ребенка, — уверяет Евгений Ермаков.
Проходим в школу.
Мимо туалета пройти не можем, поэтому заглядываем в первый попавшийся, на первом этаже — белый кафель с цветными вставками, новые кабинки, потолок, сантехника.
— Дизайн туалетов разрабатывался для всех школ примерно одинаковый, — поясняет Валерий Хорев. — Вообще хочу отметить, что все ремонты — инициатива главы администрации, надеюсь, что удастся воплотить планы пятилетки.
Здесь же нас застает директор школы Людмила Демакова. Охотно рассказывает о наболевших проблемах:
— Очень сильно текла кровля, даже не трогали изза этого третий этаж, не пытались ремонтировать, — разводит руками Людмила Николаевна. — С фасадом была беда — отходил угол спортивного зала. Сейчас очень хорошо подготовили школу к осени и зиме — поменяли крышу, поставили стеклопакеты, шефы поменяют нам батареи.
Один из элементов креатива — именной символ школы и слоган учебного заведения. На фасаде лицея будет красоваться сова — ум и мудрость, и слоган: «Наука. Познание. Творчество».
В этом году школа отметила свое 50-летие. В лицее учится 890 человек (в двух зданиях), при этом — только в первую смену. Вторая смена рассчитана на многочисленные факультативные занятия и кружки (в лицее их около 30).
Пока едем в школу №4, успеваем обсудить систему образования.
Сам Валерий Хорев окончил школу №7.
— Вам уже озвучены задачи в вашей новой должности?
— Конечно, сейчас первостепенная задача — справиться с ремонтами, уложиться в срок.
— А в целом?
— Почему люди рвутся в Екатеринбург? Потому что там условия хорошие, образование хорошее, медицина хорошая. Вот и я стремлюсь сейчас сделать сферу образования привлекательной.
— Это амбициозные цели, а план к их достижению уже есть?
— Конечно, мы понимаем, что новый фасад не поменяет мировоззрение детей. Надо заниматься мозгами. А мозгами как заниматься?
— Не знаю, воспитывать, наверное, пример показывать, создавать творческую атмосферу, привлекать талантливых педагогов. Как считаете, как сделать так, чтобы дети поступали в пединститут, а не норовили стать экономистами, юристами и так далее?
— Надо с людьми работать и объяснять, что есть что. Сейчас нужна атмосфера, мотивация, чтобы люди хотели возвращаться в школу. Не все в этой жизни решают деньги, а иногда — микроклимат, в котором ты находишься.
— То есть создать здоровый климат — такую цель вы ставите перед директорами?
— Да.
Подъезжаем к школе №4. 848 детей, 38 лет. Ремонта не было никогда — легкие покраски, не более.
На стене под аркой уже сделаны цветовые маркеры — желтый, оранжевый, терракотовый, коричневый. Цвет согласован с директором школы Ольгой Воробьевой.
— Конечно, мы хотели сначала академический вариант — серый с бордовым. Но так уже раскрасили школу №7. Зачем нам быть похожими? Мы хотим быть креативными.
На фасаде появится изображение робота — специализация школы.
Ремонты стандартные — кровля, коммуникации, освещение, фасад, туалетные комнаты.
На каждом виде работ — разные подрядные организации.
— Подрядчики были несколько удивлены строгим контролем со стороны ЦХЭМО, УКС и администрации, говорят, нигде такого нет, — улыбается Евгений Ермаков. — Однако, с другой стороны, соглашаются, что это правильно — на старте убирают недочеты.
— Валерий Александрович, а как вы относитесь к установке главы администрации, что школы должны зарабатывать? — спрашиваем мы.
— Я не слышал именно о такой установке. Думаю, история была немного другой. Во-первых, школы не умеют экономить. Простой пример: в спортзале школы №5 были установлены 18 светильников в алюминиевых колпаках, которые потребляли массу электроэнергии. Мы нашли компанию, занимающуюся энергосбережением. Установили шесть светильников на светодиодах. Директора школ — не экономисты. На свет тратят 300 000 рублей, а если поменять лампы, получается 150 000 рублей. И проект окупается за полгода. Во-вторых, школы и так зарабатывали, но неофициально. Брали деньги за аренду зала или поля. Призвали легализоваться.
В следующем году настанет черед оставшихся школ, а также косметических ремонтов. Однако главная проблема — где в черте города разместить еще одну школу — пока не решена. Подходящих земельных участков просто нет.