Немножко дегтя в большой бочке меда

Блог журналиста Светланы Колесниковой

В 2014 году Первоуральск официально был признан моногородом — Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в котором муниципалитет занял 61 место в списке из 313 городов. Гордо-хвалебный пресс-релиз по этому поводу моментально был выпущен пиарщиками ПНТЗ (одно из крупнейших предприятий Первоуральска, входит в состав гр. ЧТПЗ), где заявлялось: признание Первоуральска моногородом было бы невозможно без стараний градообразующего предприятия и администрации города — ПНТЗ проводит масштабную модернизацию производства (государство не будет вкладывать деньги в те территории, где собственник предприятия использует старые технологии и может стать банкротом), а сити-менеджер Первоуральска (глава администрации, кандидатура, назначенная конкурсной комиссией и одобренная депутатами местной думы) разработал и представил план стратегического развития муниципалитета под названием «Первоуральск-300».

К сожалению, дальше релиза дело не ушло — федеральных вливаний за два года, призванных сделать Первоуральск территорией опережающего развития, не наблюдалось. Программа «Первоуральск-300», которую охарактеризовали как амбициозную, по сути — утопия, мало соотносящаяся с реальностью. К 2020 году Первоуральск, согласно программе, должен прийти со следующими показателями: население — 300 тысяч человек, 1500 Га под жилую застройку, 5 млн квадратных метров построенного жилья, 16 тысяч новых рабочих мест, 25 инвест-площадок, 245 млрд рублей инвестиций, 35 тысяч рублей — средняя зарплата.

— Программа нуждается в грамотном пиаре, — резюмировал один из членов городского совета директоров после презентации. Однако ни один из высокопоставленных и уважаемых чинов не акцентировал внимание на том, что город, комфортный для проживания — это не «веселые картинки» на слайдах, а ровные дороги, чистая вода, развитая инфраструктура, консолидация бизнеса и власти.

«Городские вести» провели блиц-опрос жителей с целью выяснить общественное мнение. Вопрос был простой и несколько популистский: что должно делать первое лицо города, чтобы заслужить одобрение населения? Подавляющее большинство респондентов заявило: человека, который отремонтирует дороги в этом городе, мы готовы качать на руках. Пойти по пути наименьшего сопротивления, развернуть кипучую деятельность, заметную глазу, при этом задвигать решение стратегических вопросов на неопределенное будущее — к сожалению, по такому пути двигается действующая власть.

Проблема №1 — отсутствие качественной питьевой воды. В настоящее время существует вступившее в силу решение суда, в котором говорится — питьевая вода в Первоуральске не соответствует нормативам. Город потребляет порядка 40 000 кубов воды, при этом большая часть забирается из открытого водохранилища. Очистные сооружения не справляются с качественной очисткой воды, программы по комплексной замене заиленных сетей водопровода не существует, поэтому потребителю поступает мутная вода. Недовольство растет — перерасчет жителям не делают в силу «отсутствия эффективных методик перерасчета» (цитата из интервью директора «Водоканала» Валерия Хорева). Косточка, брошенная горожанам — декларация намерений по решению этой проблемы, а именно размещение конкурса на 390 млн рублей «Модернизация насосно-фильтровальной станции» (в сумму входит разработка ПСД, а также первоначальный этап строительства, конечная сумма проекта будет известна после утверждения проекта). Однако эксперты настроены скептически: после изучения техзадания появились вопросы насчет компетентности составителей, непонятна экономическая составляющая — на сколько должен вырасти тариф для жителей, источники финансирования помимо инвестпрограммы самого «Водоканала» и так далее. Некомпетентность, пиар-ход или банальное отмывание денег — с выводами наблюдатели пока не определились. Кроме того, «Водоканал», несмотря на исчерпанные мощности очистных сооружений, выдает технические условия на подключения к сетям новостроек. Основания для выдачи подобных заключений непонятны.

Проблема №2 — твердо-бытовые отходы. В Первоуральске нет собственного полигона для утилизации ТБО. Несколько лет назад был построен завод ТБО (сумма вложений порядка 100 млн рублей), призванный заниматься сортировкой и переработкой мусора, однако этот проект стал мертворожденным — смена десяти (!) директоров (тогда предприятие было муниципальным унитарным предприятием). В результате — банкротство, работники, которым не выплатили заработную плату, передача предприятия в собственность области, неработающее предприятие, превратившееся банальную свалку.

Что касается городской свалки (разрешение на складирование ТБО, кстати, подписывал еще Сталин), то полигон давно переполнен, время от времени происходят возгорания и душат жителей близлежащих территорий. Компании-мусороперевозчики вынуждены вывозить мусор на полигоны Екатеринбурга, что порой, в случае непредвиденных обстоятельств, приводит к захламлению контейнерных площадок. Требуется решение проблемы, однако шагов не предпринимается никаких.

Проблема №3 — городское кладбище. Оно переполнено. Мест для захоронения больше нет.
Еще в 2005 году присваивали статус «закрытого», с тех пор ведутся разговоры о новом погосте. По возможности кладбище расширяли — расчищали под новые могилы места, занятые свалками, убирали деревья, существовала даже нелегальная практика бронирования мест. Хоронить усопших предлагалось на Ново-Талицком и Билимбаевском кладбищах. В 2013 году шла речь о выделении 24 Га земли под захоронения в районе горы Теплая, однако вопрос застопорился на этапе межевания земли. Далее администрации стало не до насущного — политическая обстановка стала нестабильной, власть имущие увлеклись борьбой за власть, а пришедшие в кресло градоначальников новые лица к решению проблемы не вернулись.

Проблема №4 — организация движения общественного транспорта
О модернизации и регулировании инфраструктуры общественного транспорта много говорили — контроль над качеством пассажироперевозок, появление табло с расписанием движения автобусов, корректирование автобусных маршрутов с целью более полного охвата районов города. На деле — недоработанная маршрутная сетка (некоторые районы города просто изолированы от общественного транспорта), техническое состояние автобусов, микроавтобусов и «Газелей» на совести самих пассажироперевозчиков, транспорт движется по примерному графику, причем маршруты дублируют друг друга. В марте этого года был уволен начальник транспортного отдела управления ЖКХиС Валерий Муравьев в связи с коррупционным скандалом (прокуратура выявила приобретение дома, неподтвержденное доходами).

Проблема №5 — взаимодействие действующей администрации с бизнес-сообществом.
Для того, чтобы регулировать отношения власти и бизнеса при администрации два года назад создавался совет малого и среднего бизнеса, однако диалоги ограничились двумя заседаниями, где стало понятно: диалога не будет. А будет система взаимоотношений, продиктованная личным восприятием бизнеса сити-менеджера: для получения значимых административных действий (подписание разрешения на продление аренды земельного участка, выдача разрешения на строительство и так далее), предприниматель должен либо заплатить оброк по выстроенной схеме, о чем неоднократно говорили уволенные из администрации чиновники, а в лучшем случае — исполнить волю главы администрации по решению каких-либо городских проблем, чтобы гордо нести звание — «социально-ориентированный бизнесмен».

По сути, Первоуральск идет по маргинальному пути — получив сиюминутные дивиденды общественности, которые видят, например, кипучую деятельность по ремонту дорог (цель — охватить большую площадь, а не сконцентрироваться на качестве), не задумываемся, что будет в перспективе.