Как моют Первоуральск

В одну поливальную машину помещается восемь кубов воды, на всю смену этого не хватает, в такую жаркую погоду при полном напоре воды заправляться приезжают около восьми раз.

Раньше эти монстры, которые беспощадно растрачивают запас пресной воды, встречались на улицах рано утром, сейчас — все чаще поздним вечером. Поливальные машины проезжают на маленькой скорости по улице и всматриваются в каждый квадратный сантиметр асфальта, чтобы ни один не остался сухим. Дорога, что осталась позади машины уже сдалась, а та, что впереди, только готовится к водным процедурам, к которым так привыкла. Простые жители играют с «поливалками» — рискуют, подбегают ближе к обочине, авось, повезет и не заденет.

А что в это время происходит в кабине поливальной машины? «Городские вести» вместе с водителем «поливалки» проехали по городским улицам и помыли их.

Малютка-пылесос

В гараже МПО ЖКХ безлюдно, дневная смена уже закончилась, к ночной — пока не приступили. Нас встречает пожилой охранник и пес Тузик, оба одаривают нас недоверчивыми взглядами. Вся техника тут же на месте: грейдера, грузовики. Всего на балансе МПО ЖКХ — 64 единицы техники.

Руслан Каримов
Руслан Каримов

— Мы начинаем работать с восьми вечера. В смену выезжают 3-4 комбинированные дорожные машины (далее КДМ). Все одинаковые, одна только отличается тем, что у нее спереди есть такая щетка, с помощью которой можно мыть ограждения, на Талицком путепроводе, например, — говорит мастер дорожного цеха Руслан Каримов. — Есть еще трактора «Белорусь», машины «Бродвей» — все для чистки улиц. Есть у нас малютка-пылесос, мы его пускаем по тротуарам, в карманы остановок, в мелкие места. Он чище собирает, и он маневренный.

 

Пока разговариваем с мастером в гараж приходят и сами водители «поливалок». Вместе с нами выйдут всего три машины. 12 часов — полную рабочую смену они будут ездить по улицам.

Водители перед началом смены проходят медицинский осмотр, подготавливают машину, смотрят на техническое состояние и заливают в баки воду. В одну поливальную машину помещается восемь кубов воды, на всю смену этого не хватает, в такую жаркую погоду при полном напоре воды заправляться приезжают около восьми раз.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Меньше грязи

— Погода вечером сейчас уже терпимая — не жарко, хорошо — говорит водитель поливальной машины Валерий. Именно с Валерием Карамовым мы будем совершать свой дебютный рейд по городу.

Вскарабкиваемся в огромную кабину. Повсюду — кнопочки, рычаги и руль диаметром с детскую карусель. Наш водитель Валерий работает в этой должности уже два года, как только закупили эти машины. Раньше работал водил грузовик, рассказывает, что КДМ водить намного сложнее.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Работа мне нравится, коллектив хороший. График удобный привык. Работаем в ночные смена два через два, — говорит Валерий Карамов.

— Ночью? Удобный график? — переспрашиваем мы.

— Привыкаешь. А зато знаете, как ночью красиво. Дороги свободные. Закаты. Звезды, — говорит водитель.

На часах — восемь часов вечера. Выезжаем из ворот гаража на улице Гагарина. Мы сидим в замыкающей картеж машине. Первая остановка на улице Ватутина перед площадь. Водители договариваются о дальнейшем маршруте.

Валерий Карамов Фото Анны Неволиной
Валерий Карамов Фото Анны Неволиной

— За смену мы успеваем помыть полгорода. Каждый день моем центральные дороги: улица Ленина, проспект Ильича, Космонавтов, гостевой маршрут: улица Талица, Московское шоссе, — рассказывает Валерий. — В оставшееся время берем микрорайоны, сегодня поедем на Береговую. Потом еще куда-нибудь, завтра, например, улицу Емлина возьмем. И так получается, что каждую улицу мы моем раз в два дня.

На проспекте Ильича КДМ выстраиваются елочкой, чтобы захватить всю ширину дороги. У машин включается напор воды и распыляется по дороге.

— Если много грязи, сначала моем ее под давлением воды, потом чистим щетками. Если дождь идет, нет нужды дополнительно поливать, сразу чистим грязь, — продолжает Валерий Карамов.— Если на сухую будем чистить, много пыли будет подниматься. Жители будут жаловать, потому что вся грязь в окно полетит. Причем в сырую погоду работа поливалок даже эффективнее — пыль и грязь уже прибита к земле и размочена, и ее легче сбить с дороги.

Самоочищаемые районы

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Валерий лихо управляет громадной машиной. Мы сидим рядом, вернее подпрыгиваем на сиденье-диване. Благородным делом занимаемся — грязное делаем чистым. Уже помыли в центре на проспекте Ильича в обе стороны, развернулись у рынка, возвращаемся на площадь Победы. Пока мы едем, за нами столпилась небольшая пробка: кто-то пытается объезжать, дергаясь из ряда в ряд, кто-то терпеливо тащится сзади.

— Бывали всякие ситуации. Машины иногда лезут, но это нетерпеливые, мы же медленно ездим. Зимой, когда посыпаем дороги, очень часто попадаем камнями в машины, хотя мы ездим всегда с мигалками. Должны же вроде понимать, что подъезжать близко не стоит, — говорит Валерий. — Иногда водители даже остановятся, поругаются, мол, нельзя ли аккуратней? Мы стараемся, как можем, но и вы должны соблюдать дистанцию.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Машины КДМ в зимний период чистят дороги от льда и посыпают противогололедной смесью.

— Вам больше нравится работать зимой или летом?

— Никогда не думал. У каждого сезона есть свои плюсы и минусы. Думали, раз лето такое жаркое, добавится объем работы. Добавился, но не глобально, — отвечает Валерий Карамов. — Летом работать, конечно, веселей. Люди бегают возле нас, хотят, чтобы них брызги попали, чтобы освежиться. Смешные такие…

Самый чистый — центральный район, по словам водителей.

— Еще у нас в городе есть самоочищаемые улицы, — смеется Валерий. — Это проспект Космонавтов, улица Ватутина. Всю грязь после дождя они спускают на улицу Ленина.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Журналисты «Городских вестей» успели промыть только несколько улиц. Машины сделали круг, вернулись обратно на площадь. Затем они будто из карманов достали щетки и начали ловко справляться с ними. Водителям предстоит проехать еще полгорода, помыть десятки улиц, встретить закат, и вернуться домой уже по чистым дорогам.