Юрист Наталья Ерёменко рассказала первоуральцам об особенностях страхования автомобиля

Об ответственности страховщика за отказ в заключении договора ОСАГО.

Автовладельцы продолжают жаловаться на страховщиков. И большая часть жалоб связана не только с навязыванием дополнительных услуг при страховании, но и в связи с отказом заключить договор обязательного автострахования.

Может ли страховая организация отказать в заключении договора ОСАГО и как привлечь страховщика к ответственности за необоснованный отказ, мы спросили юриста, члена Первоуральского отделения «Ассоциации юристов России» Наталью Ерёменко.

Наталья Ерёменко
Наталья Ерёменко

Конечно же, страховая организация не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО). Отказ страховой организации в заключении договора ОСАГО ограничивает права автовладельцев по использованию принадлежащего им технически исправного транспортного средства, поскольку управление транспортным средством с заведомо отсутствующим обязательным страхованием гражданской ответственности его владельца является административным правонарушением и влечет административное наказание. Напомню, что в силу абзаца 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным и к нему применяются положения пункта 3 статьи 426 ГК РФ, в силу которых отказ страховой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается. При этом, в силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если страховщик уклоняется от заключения договора ОСАГО, автовладелец вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.

— Как же привлечь страховщика к ответственности, если он всё же отказал в заключении договора ОСАГО?

— Чтобы привлечь страховую организацию и/или должностное лицо к ответственности, необходимо, прежде всего, зафиксировать факт отказа. Для этого рекомендую фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей. Далее, необходимо обратиться в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском Федеральном округе (620144, г. Екатеринбург, ул. Циолковского, 18) с жалобой на отказ в заключении договора ОСАГО и приложить доказательства. В соответствии со статьей 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности, договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных, в частности, требованиями Федерального закона № 40-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

 

— В вашей практике были случаи, когда в результате жалобы автовладельца на отказ в заключении договора ОСАГО, должностное лицо страховой организации было привлечено к ответственности?

— Да. В мае 2015 года моя клиентка обратилась в страховую организацию в г. Екатеринбурге с заявлением о заключении договора ОСАГО, предоставив полный пакет документов. При этом, ей в заключении договора было отказано по причине отсутствия соединения в сети Интернет в офисе страховой компании. Чтобы зафиксировать факт отказа,

автовладелица в офисе компании проводила видеосъемку на свой мобильный телефон. Далее, мы составили жалобу на действия сотрудника страховой организации и подали её в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском Федеральном округе. В результате рассмотрения жалобы, вина должностного лица страховой компании была доказана и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

— А в результате таких незаконных действий работников страховщика, сам гражданин может получить какую-нибудь компенсацию?

— С учетом того, что в указанных правоотношениях автовладелец является потребителем услуги, оказываемой страховщиком по договору ОСАГО, к правоотношениям, вытекающим из обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, применяются  положения статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с данной нормой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. В настоящее время мы готовим иск к страховой компании о взыскании в пользу автовладелицы компенсации морального вреда.

logo