Газовая атака — первоуральцы рассказывают о своем противостоянии с ГАЗЭКСом

Первоуральск продолжает лихорадить от действий поставщика газа

Житель Самстроя Сергей Сидоренко впервые столкнулся с проблемой газоснабжения недавно. В начале лета мужчине пришло уведомление от АО «ГАЗЭКС», в котором было сказано о том, что Сергею Ивановичу может быть приостановлена подача газа.

 

«Уральские газовые сети» & «ГАЗЭКС»

Газоснабжающая компания мотивировала возможность отключения тем, что Сидоренко не обеспечил сотрудникам доступ к оборудованию и не заключил договор об обслуживании. Возмущенный мужчина направил в адрес компании заявление-опровержение.

— Я написал, что они неправы. Кто доступ вам не обеспечил ко мне? У меня жена-инвалид всегда дома. Где нет договора, я же заключал? С меня просто хотели поиметь деньги.

14 июня Сергей Сидоренко отправил в компанию заявления, ответ не получил до сих пор. Но в личной беседе газовики сказали: у мужчины договор с «Уральскими газовыми сетями», а теперь первоуральская компания вошла в состав ГАЗЭКС, поэтому и нужно заключить новый договор.

 

«Я в «ГАЗЭКСе» не работаю!»

Смутил Сергея Ивановича и прейскурант, предоставленный газоснабженцами.

— В постановлении 410 Правительства РФ сказано, что прейскурант должен быть согласован с ФАС (Федеральной антимонопольной службой — ред.). Я же получил прейскурант от ГАЗЭКС за подписью их директора. А что мне их директор, я в их компании не работаю, подчиняться его распоряжению не должен.

Сергей СидоренкоФото Анны Неволиной
Сергей СидоренкоФото Анны Неволиной

Мужчина проконсультировался с юристами и изучил каждый пункт договора, заключенного с «Уральскими газовыми сетями».

— В договоре указано, что если ни одна из сторон не расторгает договор, не заявляет о прекращении действия, то он автоматически считается пролонгированным. То есть я автоматом считаю, что все в порядке. Оказывается, нет, оказывается я должен перезаключить договор из-за реорганизации компаний, но меня это не касается, это их внутренние дела. Поди разберись, кто с кем объединился.

Еще одна несостыковка, которая говорит о несогласованности действий газовиков: мне провели в 2013 году техническое обслуживание котла за 600 с лишним рублей, его необходимо проверять раз в 3 года, то есть, в 2016 году. А теперь главное — в квитанции за природный газ от газоснабжающей компании указана дата очередной проверки 01.01.2022 года, это их квитанция об оплате. Как вам это нравится?

Сергей Сидоренко не пошел на поводу у системы, не стал добровольно соглашаться с тем, что требует газовая компания, пока не разобрался с ситуацией. Отправил заявление в областную прокуратуру, получил ответ о нарушениях, допущенных газо­снабжающей компанией в части уведомления об отключении. На данный момент тяжбы по делу Сергея Ивановича продолжаются, ответ от ГАЗЭКС на обращение прокуратуры Первоуральска до сих пор не получен.

 

Ходят и ходят

В противоположной ситуации оказалась Татьяна Кузякина, соседка Сергея Сидоренко. Женщина исправно перезаключала договор на обслуживание с одной и той же компанией — «Уральскими газовыми сетями» — каждый год, хотя в самом договоре указан срок проверки оборудования раз в три года.

Татьяна КузякинаФото Анны Неволиной
Татьяна КузякинаФото Анны Неволиной

— В 2011 году нам подключили газ. При запуске присутствовал сам Кучерюк, с ним разговаривала, потом уже мастер к нам приходил. Я сразу спрашивала: «Как часто платить за это удовольствие?», отвечали неизменно: «Да мы вас вообще тревожить не будем». Теперь каждый год мне названивают, ходят, что-то проверяют, приносят новые бумажки. Каждый год же в наш новый котел лазят, что-то чистят. Расценки, которые нам дают, ни в какие рамки не входят. Даже раз в год платить такие деньги дорого. Я понимаю, что они страхуются, ведь это газовое оборудование, но за что мы платим ежегодно 1500-­2000 рублей, если в самом договоре проверка стоит только раз в 3 года? Вводят людей просто в заблуждение!

 

Всем в ФАС

Немного прояснил ситуацию заместитель прокурора Вячеслав Решетников:

— Договор — воля сторон. Если человек имеет договор с обслуживающей компанией, в котором указана проверка оборудования раз в три года, то, при визите сотрудников этой же компании, скажем, через год, необходимо просто уведомить газовиков о том, что услуга уже производилась и еще два года действительна, предъявив соответствующие документы. Если при этом вам без двух уведомлений отключат газ, это незаконно. За незаконное отключение коммунальной услуги, например, в доме или квартире, предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23 кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вячеслав Решетников Фото из архива редакции
Вячеслав Решетников Фото из архива редакции

Если срок действия договора не истек, в договоре и нормативах предусмотрен срок проверки оборудования раз в три года, люди имели право не заключать новый договор обслуживания с той же организацией и не оплачивать эти услуги газовой службы.

По словам юриста Михаила Хохолкова, если собственники газового оборудования не согласны со стоимостью услуг по проверке этого самого оборудования, они могут направить запрос или заявление на рассмотрение прейскуранта компании «ГАЗЭКС» в управление ФАС по Свердловской области.

Вячеслав Решетников видит и другой вариант выхода из положения.

— Собственник плиты или другого газового оборудования имеет право заключить договор с любой другой организацией, которая имеет лицензию. В Первоуральске есть не только ГАЗЭКС, осуществляют деятельность и другие организации, их просто можно поискать — и приборы ставят, и обслуживают. Другой вопрос, что газоснабжающую компанию — «ГАЗЭКС» или «Уральские газовые сети», — можно поставить в известность о проведении таких работ иной организацией.

Сам ГАЗЭКС продолжает хранить молчание. Еще неделю назад мы просили комментарий в пресс-службе компании, ответа до сих пор нет. Между тем в редакцию практически каждый день звонят и пишут первоуральцы, которых в очередной раз газовики прижали к стенке.

 

Нельзя навязывать условия

Ксения Лумпова Фото из архива редакции
Ксения Лумпова Фото из архива редакции

Ксения Лумпова, юрист:

— Федеральное законодательство запрещает поставщикам газа навязывать потребителям такие условия договора, которые не относятся к предмету договоров — поставке газа. Это прямо регламентировано ст.26 Федерального закона № 69­ФЗ от 1999г. «О газоснабжении в РФ», согласно которой организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, в пунктах 55­62 обязывают предприятия газового хозяйства проводить проверку не реже одного раза в полугодие. Так как обязанность проведения этой проверки возложена на поставщика газа, то для потребителя она должна быть бесплатной.

Относительно абонентского обслуживания внутриквартирного газового оборудования можно сказать следующее: заключение такого договора законодательством не запрещается, но договор на то он и договор, что стороны должны договориться о его условиях. Навязывать техническое обслуживание поставщик газа на возмездной основе, по моему мнению, не имеет права. Это нарушает статью 16 Закона «О защите прав потребителей» № 2300­1 от 1996 года.

Я считаю, что потребитель имеет право отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, в том числе, от абонентского обслуживания, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан. Потребитель может обратиться с соответствующей жалобой в Роспотребнадзор.