Как хорошо, что это было

29 октября первоуральская школа №10 отметит 80-летний юбилей.

Школьные годы чудесные… Такой распространенный и всем известный штамп. Мои школьные годы были не то чтобы чудесными, они были веселыми и не трудными. Время учебы я вспоминаю без дрожи, хотя бывало всякое: и двойки, и головная боль после седьмого урока во вторую смену, и замечания в дневнике.

 

Без подарка никак

Со своими бывшими одноклассниками я всегда с удовольствием общаюсь и он-лайн, и оф-лайн. С радостью встречаю школьных учителей. Для меня стены школы — родные. Они видели, как я росла, видели мои провалы и победы, видели мытье обуви в умывальнике, сидение на подоконниках, лазание в вентиляцию в туалете, беготню на пределе возможностей по коридору (у меня так-то подготовительная группа по физкультуре).

Наблюдать, как я взрослею, выпало на долю школы №10, где я проучилась с 1 по 11 класс. Поэтому оставить родное учебное заведение без подарка не могла. Что может подарить журналист? Конечно, материал в газете!

В сотый раз переписывать школьную историю или делать интервью с учителем? Банально. Пообщаться с учениками? Из-за нововведений в законодательстве сейчас это сделать трудно (требуется получать разрешение родителей). Поэтому я решила вновь сесть за парту, за которой не сидела ровно 15 лет, и поделиться своими ощущениями.

[nggallery id=571]

На мою идею дирекция школы №10 отреагировала положительно, хоть и с некоторой долей сомнения: все-таки статьи формата «по страницам истории» выглядят как-то привычнее. И, тем не менее, разрешение на пребывание в школе корреспондента, то бишь меня, и фотографа было дано. Что еще повысило мою любовь к школе: широко и творчески мыслящее руководство — большое благо.

 

Рояль и шторы

Отбывать «школьный срок» нам предстояло в 3-а классе в компании 8 – 9-летних детей и их классного руководителя Татьяны Меркушкиной.

Школа встретила нас (двух своих выпускниц) новыми пластиковыми дверями, непривычно легкими, без скрежещущих пружин и не хлопающих, как взрывы снарядов. Мелочь, а приятно.

В день «икс» в 3-а должно было быть пять уроков и индивидуальные занятия. На первый урок мы по журналистской привычке опоздали. Поэтому, чтобы не отвлекать детей, заходить в класс мы не стали, а стояли в коридоре и вспоминали истории из своей школьной жизни.

Но вот звонок, коридор наполняется снующими туда-сюда детьми и нестерпимым гвалтом, а мы водворяемся в класс. Как оказывается, напрасно, поскольку следующий урок — хор, который проходит в актовом зале на третьем этаже.

В актовом зале, как и практически везде в школе, стало светлее и наряднее. Исчез убогий дырявый занавес, появились симпатичные шторы и откидывающиеся сиденья, рояль (15 лет назад в зале было только пианино), проектор, микрофон (в наше время о такой технике можно было только мечтать: даже последний звонок и выпускной и те проходили без микрофонов).

3-а разучивал сезонную песню про осень. К сожалению, присутствовать на всем уроке нам не разрешила преподаватель  по хору — де мы ее не заранее предупредили. Поэтому, насладившись, видом похорошевшего актового зала школы №10, мы с фотографом отправились гулять по коридорам.

 

В компании с Демокритом

Возле учительской мы обнаружили стену с изречениями разных великих людей. Помимо цитат Демокрита, Билла Гейтса, Альберта Эйнштейна и прочих на стене разместилось высказывание выпускника школы №10 Алексея Вербицкого (ведущего и журналиста местного телеканала «Евразия»). Такое вот признание.

[nggallery id=572]

Забредя в спортзал, поразились его теперешними размерами. За счет разобранных раздевалок он стал гораздо больше. Переодеваются школьники теперь в классе напротив зала — там оборудованы раздевалки и кабинет физруков. Зал помимо размеров поразил своей оснащенностью: спортивный конь, гантели, турник. Когда в школе училась я, в нашем зале, кроме ободранных мячей и потрепанных матов ничего не было.

В коридорах появились скамейки, чтобы с комфортом ожидать преподавателя у закрытой двери класса, а не сидеть на подоконнике. На окнах — разноцветные коротенькие жалюзи. Мелочь — а хорошее настроение создают.

После хора наш класс отправляется в столовую. Привычную столовую не узнала бы ни за что! Ремонт, само собой. Зеркала и постеры на стенах, пластиковые окна. Ни тебе металлических мисок, ни гнутых алюминиевых вилок. Зато чай, по-прежнему в граненых стаканах. Как признак стабильности, как воспоминание детства.

На обед — макароны с котлетами. Традиционно, но так себе диетично (кто ж сочетает белки с углеводами). Кто-то ест с аппетитом, другие же, кое-как пообкусав котлеты, бегут из столовой прочь. Ну, да не чипсы с газировкой. Зато вкусно. Я пробовала.

 

Частное чисел

Далее по плану — урок математики.

Перед уроком в школе, как и раньше, встают, приветствуя учителя. Пока дети рассаживаются, устраиваются, а Татьяна Меркушкина проговаривает вводную, рассматриваю современных учеников начальной школы. Мальчишки в форменных одинаковых жилетах и брюках (у кого каких), практически все в рубахах, некоторые даже с галстуками. Девочки в форменных сарафанах разных фасонов (ткань одинаковая, а модели разные) и кофточках — блузочках. Оделись они так не ради нас, о приходе гостей из газеты заранее известно не было. Просто так сегодня ходят школьники «началки» на уроки. Куда уж там нашим  мальчишкам из 90-х в их джинсах и джемперках. Или нам, девочкам, в плиссированных юбочках и мешкообразных кофтах (хотя, конечно, бывали и счастливые исключения из правил).

Начинается урок с проверки знания таблицы умножения. Двое третьеклассников, уже доказавших свое знание таблицы на проверочных работах, выполняют на доске отдельные задания. Узнать, что я помню из таблицы умножения, решаюсь и я в своем ежедневнике.

Татьяна Борисовна привычно диктует:

— Четыре клеточки пропустим. В пятой клеточке пишем: 17 октября. Две клеточки пропускаем: классная работа».

И поехали. Причем вопрос формулируется не просто: сколько будет дважды два. А очень «страшно»: «частное чисел таких-то», «делимое такое-то, делитель такой-то, найдите частное». У меня с таблицей со школьной поры отношения не ладились, а уж тут совсем. С трудом продираясь через формулировки, пишу ответы. Результаты: 16 правильных ответов из 20 примеров. По-моему, я отлично справилась!

[nggallery id=573]

Дальше следуют еще более ужасные формулировки: «Распределительное свойство. Правила умножения двузначных чисел на однозначные. Деление суммы на число». Мамочки! Куда я попала. Я ж гуманитарий. Совсем гуманитарий.

Зато, к своей великой радости, я понимаю, что могу решить задачу за 3 класс! И, оказывается, как раз при помощи того самого деления суммы на число. Только я слов у себя таких в голове не произношу, делю себе и все.

А ребята вместе с педагогам по косточкам разбирают способы решения задачи, проговаривая путь решения и, конечно, записывая его на доске. При этом старые добрые мел и доска дополняются изображениями цыплят (про которых задача) на интерактивной доске.

Ура! Перемена. Очень шумно. Как учителя умудряются терпеть этот гвалт? Вероятно, они познали дзен.

 

Едоки по жизни

Следующий урок — окружающий мир. Это что-то типа нашего природоведения. Мое любименькое! Кроме чтения, само собой.

Тема — интригующая: экосистема болота. Форма урока тоже интересная: ребята в группах готовят выступления о кормильцах, едоках и мусорщиках, которые обитают на болотах. Каждая из трех групп сидела на своем ряду. Догадайтесь, на каком ряду оказались, мы с Анной Неволиной? Конечно, едоков.

К выступлению готовились шумно, хохоча и громко переговариваясь. Дети, даже если они одеты, как профессора университета, все равно дети. Даже во внешний лоск они привносят свои, детские, элементы: незаправленные блузки, пыльные пятна на брюках. Ведь они — подвижный и непоседливый народ.

Слушать выступление было интересно. Например, я узнала, почему голубику называют «пьяной ягодой». А вы знаете? А потому, что люди, когда ее собирают, вдыхают аромат багульника, который тоже растет на болоте, становятся, как пьяные.

Последним уроком стояло изо. Предстояло сделать рисунок на тему «Чаепитие». А так как мои художественные способности оставляют желать лучшего, с урока изо мы сбежали. Несколько укоротив себе время пребывание в школе.

[nggallery id=574]

Выводы сделала следующие. Сменился антураж: сделан ремонт, установлено новое оборудование. Неизменны, к счастью, остались дети. Они по-прежнему кричат и бегают, получают «неуды» и замечания, узнают новое и боятся, что их вызовут к доске.

Сесть за парту снова было здорово! Тем более что университетское образование позволило справиться с программой начальной школы. Ощутить все эти школьные звуки и запахи было приятно. А еще грела мысль, что это всего лишь на день. Потому что все-таки сидеть по пять уроков за партой шесть дней в неделю, выполнять домашние задания, отвечать у доски, писать контрольные работы — непосильный для меня труд.

Как все-таки хорошо, что в моей жизни была школа. Школа №10. Как хорошо, что она уже позади.