Спохватились, когда лошадь сдохла

Заместитель директора по развитию УК «Даниловское» Геннадий Зверев объяснил, в чем не права администрация Первоуральска.

На заседании городской думы, которое прошло 27 октября, обсуждался вопрос о повышенных суммах за услугу отопления в квитанциях жителей за октябрь. Геннадий Зверев рассказал «Городским вестям», почему шумихи можно было избежать, а также на какие цели на самом деле пойдут эти деньги.

Вы что-то путаете

— Я прочитал стенограмму с Думы и меня повергли в шок отдельные высказывания заместителя главы по ЖКХ Артура Гузаирова. Давайте, чтобы было понятнее, пройдемся по цитатам чиновника:

«По словам Артура Гузаирова, данные средства должны быть направлены на выполнение программы по энергосбережению — на установку тех же приборов учета. Средства аккумулируются на лицевом счете дома в управляющих компаниях».

Думаю, что Артур Салаватович в своем толковании нормативных документов допустил некоторую ошибку. У нас есть два законодательных акта. Первый — это Постановление Правительства от 16.04.2013 № 344 , которое внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусматривающее введение с 1 января 2015 повышающих коэффициентов к установленным нормативам потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в случае отсутствия индивидуальных  (квартирных) приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Артур Гузаиров Фото из архива редакции
Артур Гузаиров Фото из архива редакции

И второе — постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 — внесло дополнительные изменения в отдельные акты, касающиеся оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых управляющими организациями в рамках Правил № 354, и оплаты коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающими организациями.

Все УК давно уже работают по этому постановлению. С 1 января 2015 года, если в квартирах не поставлены счетчики холодной и горячей воды, а также счетчик на электроэнергию и газ, житель платит по повышенному нормативу. Причем размер коэффициента с 1 января 2015 года возрастает каждые полгода: с 1 января по 30 июня 2015 года — 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 года — 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 года — 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 года — 1,5; с 2017 года — он будет 1,6.

Если стоит счетчик, то проблем нет, и плата начисляется исходя из показаний прибора учета, независимо от количества проживающих.

Так как в большинстве наших жилых домов нет технических условий для установки индивидуального прибора учета тепла (это требование стало обязательным для домов, которые построены в 2012 году и позднее), к данной услуге коэффициент не начисляется. Только горячая и холодная вода, электроэнергия. И когда житель, не установивший счетчик, платит с учетом коэффициента, вот эта разница с суммы остается в управляющей компании.

На сегодняшний день квартирными счетчиками ХВС и ГВС оборудовано порядка 80% жилого фонда УК «Даниловское» и «Дом Плюс». Собранные средства уже почти два года идут на выполнение мероприятий по энергоэффективности (восстановление изоляции, утепление чердаков и т.д.). Но не на установку приборов учета! Установка прибора учета — это не технология и не метод энергосбережения, это стимул к экономии энергии. При установке приборов учета потребители тепловой энергии постоянно могут наблюдать за потреблением ресурса, тем самым узнавать: сколько они потребили и на сколько могут сократить потребление тепловой энергии, чтобы платить меньше.

Несмотря на то, что Постановление Правительства № 603 вышло 29 июня 2016 года и вступило в силу в части повышающего коэффициента на услугу отопления буквально сразу, мы по нему сделали начисления первый раз только с началом отопительного сезона. Но эти деньги напрямую перечисляются ресурсоснабжающей организации, они в управляющей компании не остаются. У нас остаются только те деньги, которые начислены при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Я считаю, что замглавы Артур Гузаиров в некоторой степени вводит население в заблуждение.

Сейчас потребитель будет думать: «платим вам деньги, вот и набирайте нужную сумму и как наберете, так и поставите прибор учета». Но эти деньги поступают к ресурсникам, которые их могут потратить на приборы учета, а могут и не потратить, потому что в законодательстве не прописано, к сожалению, куда должны пойти эти деньги.

 

Не введены в эксплуатацию

На заседании думы Артур Салаватович отметил, что сейчас приборы учета, которые по законодательству должны быть установлены в больших домах (где нагрузка составляет больше, чем 0,2 гигакаллории), стоят порядка 150-200 тысяч рублей, и как только сумма будет собрана, коэффициент больше применяться не будет, начисления будут производиться по прибору учета.

Это не так. Не будут начислять только тогда, когда прибор будет введен в эксплуатацию.

Депутат [Андрей] Углов совершенно верно говорит о том, что в некоторых домах приборы уже давно стоят, но они не введены в эксплуатацию, соответственно, люди будут оплачивать коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива с учетом повышающего коэффициента 1,4. Прибор должен быть коммерческим, и это должна признать ресурсоснабжающая организация, которая составляет соответствующий акт. Только с этого момента дом рассчитывается по прибору учета.

C 1 января 2017 года, согласно Правилам № 354 коэффициент повысится до 1,5.

 

Отнеслись не «по-государственному»

«На вопрос депутатов, как людям узнать, что деньги на прибор учета уже накопились, а то «управляющая компания будет собирать и собирать», Артур Салаватович ответил:
— Если сбор составит хотя бы по 50 тысяч рублей в месяц с дома, можно сделать расчет, что за три месяца вполне реально насобирать деньги на прибор учета. Это — не блажь управляющих компаний, это постановление Правительства. УК обязаны это сделать».

Если бы было именно так, как говорит Гузаиров, было бы вообще неплохо. Что такое прибор учета? Это — общедомовое имущество, это то, что все квартиры совместно «нажили». Причем, люди, которые занимают большую площадь, и платят больше, потому что плата прямо пропорциональна занимаемой площади. Но собрать деньги с жителей не так-то просто.

«Глава города Николай Козлов уточнил, кто будет контролировать действия управляющих компаний, ведь «они, может, не приборы учета купят, а к себе в карман деньги положат».

Еще раз повторюсь — эти деньги к нам на счет не попадают. Они все идут ресурсникам. Я не понимаю, как будет господин Козлов контролировать.

 

Все как в басне

«Контроль осуществляет ГЖИ. Само собой, собственники жилья могут получить отчет о расходовании данных средств. Полномочий у органов местного самоуправления по отслеживанию установки приборов учета нет».

Это полный бред. Федеральный Закон № 131 «О местном самоуправлении» четко и недвусмысленно говорит о том, что входит в полномочия муниципалитета. Обеспечение населения электро-, газо-, тепло-, водоснабжением. Рассмотрим отсюда одну составляющую — тепло. Все, что с ним связано — это полномочия муниципалитета. Он должен создать условия, чтобы людям было комфортно. Все, что связано с подачей тепла и его учета, тоже должен организовать муниципалитет. Накануне заседания Думы работают комитеты, где в этот раз рассматривался вопрос о начале отопительного сезона. Я был в числе приглашенных от УК, депутатами было задано очень много вопросов. И в ходе диалога я об этой грядущей ситуации поставил в известность депутатов и Администрацию. Мной было отдельно отмечено, что вступило в силу Постановление Правительства № 603, и УК обязаны начислить коэффициент на плату за отопление домам с отсутствующими общедомовыми приборами учета. Как-то они к этому отнеслись, ну, не по-государственному, я бы сказал. Информацию приняли к сведению, но не заострили на ней внимание, хотя я настаивал. Я говорил, что после начислений пойдет очень много жалоб, к этому нужно быть готовыми. Как я понял, мои слова были «выстрелом по воробьям из пушки». А когда народ буквально через пару дней начал ходить, задавать вопросы, тогда уже решили обсудить вопрос. Решили собрать совещание с управляющими компаниями. Проснулись, когда «лошадь сдохла и ехать невозможно». А почему нельзя было заранее? Пригласить ресурсников, управляющие компании, контролирующие органы и урегулировать ситуацию? Я думаю, выход бы нашелся. Можно было бы объяснить жителям, что, предположим, за полгода все должны поставить приборы учета, а муниципалитет, управляющие компании и ресурсники сделают все, чтобы в городе работали нормальные фирмы, которые все это сделают быстро, качественно и в сроки. Все бы работали в одном направлении, и мы бы получили хороший результат. Сегодня мы не можем запустить ряд приборов, потому что устанавливала их одна компания, тепло подает другая, а ведь есть еще УК и собственники. Как в басне про Лебедя, Рака и Щуку. Не можем договориться. Отсюда проблемы.

 

«Воры, обманщики, я их ненавижу»

Сейчас люди как подумают? Я — обычный житель Первоуральска, с меня берут коэффициент, он идет в накопление — ответственные люди сказали. Вот накопите и поставите прибор учета. А потом мне придет квитанция. Возмущусь я? Конечно. А кто принес квитанцию? Управляющая компания. «Воры, залезли в карман, я их ненавижу»! И опять управляющая компания — барыги, скряги, обманщики. Вот такой имидж создается. Это беда. А тут еще такие некомпетентные заявления о том, что у администрации нет полномочий.

Я вам говорю, как профессионал — мы не нарушили ни одной буквы закона. Перед тем, как начать начисления, я предупредил — тема серьезная, давайте что-то предпримем. Но тогда «гром еще не грянул, поэтому никто не перекрестился».

«Самостоятельно ГЖИ контроль не осуществляет, она может работать только по обращению граждан. Будут обращения, будут проверки. У нас нет таких полномочий».

В части отсутствия полномочий Гузаиров опять лукавит. У нас есть муниципальный контроль. В рамках муниципального контроля они могут проводить проверки. Конечно, они ограничены в определенных вещах, но могут. Как орган исполнительной власти, могут запрашивать у нас практически любые сведения. Сколько мы начислили и кому — открытая информация.

 

Читайте законы, там все написано

«Валерий Трескин внес предложение, чтобы в квитанциях было прописано, сколько средств уже собрано, чтобы управляшки «пять лет не собирали».

— На это дума и администрация влиять не могут, — отметил Валерий Хорев, — только управляющие компании. Мы, конечно, вызовем представителей УК и дадим им рекомендации, но всем этим должно заниматься ГЖИ».

Очень интересный ответ. Складывается такое впечатления, что администрация расписалась в собственном бессилии и самоустранилась от решения острых проблем городского жилищно-коммунального хозяйства: это не наше, это не мы — ГЖИ, прокуратура, еще кто-то, но только не администрация. Я считаю, что это — совершенно неверный подход. Читайте законы и другие нормативно-правовые акты, господа, там все четко прописано.