Как заработать детской школе искусств

Эти и другие вопросы были подняты на I Уральском культурно-образовательном форуме в Первоуральске

На форум, который проходил в ИКЦ,  съехались 200 человек из пяти регионов России. В рамках форума состоялся круглый стол, прошла межрегиональная научно-практическая конференция.

Прийти лично

Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков выступил с докладом об использовании современных технологий учреждениями культуры. В частности, об освоении виртуального пространства музеями и библиотеками. Благодаря развитию системы электронных баз музеев и массовой оцифровке книг, стало гораздо проще познакомиться с интересными экспонатами или прочитать редкие книги.

Отдельно была отмечена работа Свердловской филармонии, успешно освоившей онлайн трансляции на территории региона и за его пределами.

Еще одна относительна новая форма работы учреждений культуры — проведение тематических «ночей»: «Ночи музеев», «Ночи культуры», «Библионочи».

Обилие «ночей», а также другие инновационные формы работы учреждений культуры, в конечном итоге преследуют одну цель: увеличить количество реальных посетителей в любое время суток. Привлеченный новшествами новый посетитель или слушатель в идеале на определенном этапе должен лично прийти в филармонию, музей или в библиотеку.

Инновационные технологии, как отметил заместитель губернатора, это средство повышения доступности культурных благ.

Павел Креков подчеркнул, что, несмотря на самые современные технологии, сами культурные ценности не меняются.

— Содержание не должно меняться, — отметил он, — это незыблемо. Но надо вооружиться современными технологиями, иначе культурный багаж будет не использован.

 

Заработай или попроси

Генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук, лауреат президентской программы «Дети России» Ирина Домогацкая озвучила проблемы, с которыми сталкиваются учреждения культуры сегодня. Это и дефицит кадров, и недостаток финансирования, и оптимизация системы, которая привела к увеличению нагрузки на преподавателей.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Павел Владимирович пояснил, почему преподаватели школ искусств не могут получать ни служебного жилья, ни льготной ипотеки, ни прочих благ, которыми пытается государство удержать врачей и учителей.

— Лечить и учить мы обязаны. Медики и педагоги реализуют государственные гарантии. Дополнительное образование государство не гарантирует. Но это важная часть общего процесса образования. Поэтому кадровую проблему надо решать. Чем, в общем-то, в известном смысле государство занимается с разной долей успеха, — заключил он.

Сейчас, к сожалению, выпускники художественных образовательных учреждений стремятся открывать собственные вокальные, художественные или танцевальные студии, чтобы зарабатывать деньги, а не идти преподавать в детские школы искусств. На сегодняшний день большая часть преподавателей ДШИ старше среднего возраста.

Еще одна серьезная проблема — недостаток финансирования, которая привела к тому, что в ДШИ устаревает оборудование, музыкальные инструменты.

Вопрос финансирования культуры — вопрос не однозначный. С одной стороны, учреждениям культуры (в Первоуральске в том числе) было настоятельно рекомендовано осуществлять коммерческую деятельность, чтобы полноценно зарабатывать. С другой — согласно новой культурной политике, от шаблона «зарабатывающее учреждение культуры» необходимо отходить. Потому что культура — это не та сфера, где зарабатывание денег должно быть в приоритете.

Вероятно, решение вопроса в соблюдении баланса между двумя этими полярными точками зрения.

Итогом форума должно стать подписание решения, которое озвучивает вполне конкретные проблемы детских школ искусств и предлагает возможные пути их решения.