Смерть «Утки-Пирожка»

Об особенностях ведения бизнеса в уральской глубинке.

Предприниматель Наталья Янкина решила открыть в Новоуткинске детское кафе «Утка-Пирожок»: женщине очень хотелось, чтобы местные школьники могли забежать в ее заведение, подкрепиться домашней выпечкой, которую Наталья готовит сама, да и просто погреться — уральская зима порой бывает очень сурова. Но получилось так, что благое дело наткнулось на такое количество препятствий, что просто диву даешься. Подробности — в материале «Городских вестей».

Туалетные войны

Кафе Наталья открыла 19 ноября нынешнего года: взяла в аренду у муниципалитета небольшое помещение в жилом доме, сделала хороший ремонт — поклеила обои, поставила столы и стулья, постаралась сделать кафе по-домашнему уютным.

Но уже 30 ноября Наталья Янкина написала «отказную» от кафе: в этом же доме находится управляющая компания «Окраина», которой, как считает предприниматель, не понравилось такое соседство.

— У нас по ходу моей деятельности регулярно происходили небольшие столкновения, — рассказывает Наталья, — но самой большой проблемой оказался, как ни странно, общий туалет. Доходило даже до смешного — мне приходилось вызывать полицию, чтобы правоохранители обеспечили доступ в туалет, так как сотрудники УК могли запросто закрыть дверь, находящуюся на нашей общей площади. Но уборная не принадлежит ни мне, ни «Окраине», потому что компания так же, как и я, арендует помещение у администрации Новоуткинска.

Больше всего Наталью поразил тот факт, что в небольшом Новоуткинске, где все друг друга знают, возможны такие «туалетные баталии».

— Новоуткинск — это же не Екатеринбург, где люди должны знать свою работу, а друг друга знать не обязаны, — продолжает Наталья Янкина. — У нас же соседи знают про тебя больше, чем даже ты сам, и когда начинаются такие войны — даже неловко становится.

 

Заявление в полицию

Сначала Наталья боролась с администрацией УК — ей предоставили только ключ от арендованного помещения, а вот ключей от общей двери и санузла пришлось добиваться. Но с горем пополам копии ключей предпринимателю сделали.

— Всего через два дня после открытия кафетерия к нам через общую дверь начали ходить сотрудницы УК, нелицеприятно отзываться о нашем ремонте и об обстановке в целом, — продолжает Наталья, — мои продавцы были несколько обескуражены таким поведением. Я позвонила начальнику УК, попросила повлиять на подчиненных, чтобы они перестали оказывать такое негативное влияние на моих сотрудников и посетителей. Но никаких мер принято не было.

Наталья Янкина Фото Анны Неволиной

 

Через три дня после начала работы кафе Наталью в общем коридоре «подкараулила» сотрудница из организации «Акваресурс» — именно эта кампания занимается поставкой воды в помещение.

— Женщина спросила, на каком основании я пользуюсь водой, если не заключила договор с «Акваресурсом», — говорит Наталья. — Но как мне объяснили еще в самом начале моей деятельности, стоимость воды и отопления уже входит в стоимость аренды, поэтому я не совсем поняла, какой договор должна заключить. Но раз надо, значит — надо, я объяснила, что раз договор нужен, я жду, когда мне его предоставят, чтобы я ознакомилась и подписала, если сочту нужным. Из соседнего кабинета, где сидит сотрудница управляющей компании Ольга Колобова, в мой адрес прозвучало много нелицеприятный слов, хотя я, если честно, смутно понимаю, каким образом она имеет отношение к «Акваресурсу».

Дальше — больше: по словам Натальи Янкиной, Колобова выбежала из кабинета и набросилась на предпринимателя с кулаками.

— Я написала заявление в полицию о нанесенных мне побоях, — продолжает Наталья, — но самое интересное, что драка произошла в рабочее время, в 10 часов утра, и никто из сотрудников даже не вышел, не посмотрел, что происходит, не усмирил Колобову. Видимо, у нее такая норма общения: может, со всеми, может — только со мной.

Фото предоставлено Натальей Янкиной

 

Я же не навоз фасую

Понятное дело, что ни о каком сотрудничестве ни с «управляшкой», ни с «Акваресурсом» речи уже не шло — Наталья приняла решение просто закрыть кафе.

— Мое кафе рассчитано, прежде всего, на детей, — говорит Наталья Янкина, — мне без санузла просто никак не обойтись. Если малыш захочет в туалет, не на улицу же я его выведу. Я обязана буду его сопроводить в то помещение, которое оказалось «общим имуществом» с «Окраинами». Если на ребенка кто-то накричит, как это скажется на моей репутации, на психике ребенка? Я написала заявление на расторжение договора аренды, но для меня дики такие нормы общения, такие правила жизни.

Наталью Янкину очень огорчила сложившаяся ситуация — женщина хотела сделать действительно хорошее место не только для взрослых, но и для местной ребятни.

— Сейчас зима, дети идут из школы, мерзнут, а тут — раз, заскочили ко мне, пирожков горячих поели, чаю попили, отогрелись и дальше пошли. Ну, кому от этого плохо? Но с таким отношением у меня просто опускаются руки. Мало того, что сотрудники «Окраин» сами настроены против меня, так они еще и жителей дома, в котором находится мое кафе, «подговаривают». Ко мне приходила женщина, которая заявила, что «не дай бог в ее квартире будет пахнуть выпечкой». Но, во-первых, я не вижу ничего плохого в запахе выпечки — я же не куриный навоз здесь фасую, а во-вторых, никакого запаха бы и не было — у меня стоят хорошие вытяжки.

Наталья говорит, что хотела, как лучше — просто сделать что-то доброе: женщина понимает, что на пирожках миллионером не станешь, но бесконечные скандалы с рукоприкладством в ее планы не входили.

— Я не умею разговаривать с быдлом на его языке, — признается Наталья, — меня так не научили. И я уже взрослый человек — переучиваться сложно. Колобова написала на меня встречное заявление в полицию, причем, указала все диаметрально противоположное: что это я ее била, а не она меня. Как ни странно, она все еще работает в УК, никто ее не уволил, никаких выговоров ей не сделано.

 

Без «высшей силы» не обошлось

Сейчас Наталья распродает имущество кафе — все труды и средства, которые женщина вложила в кафетерий, пошли прахом.

— Я сейчас уже не хочу ничем подобным заниматься, — признается предприниматель, — потому что еще парочка таких «боев без правил», и я просто не встану.

Также Наталья считает, что без вмешательства «высшей силы» не обошлось — в свое время у нее были конфликты с сотрудниками первоуральской администрации по поводу выделения земли под киоск с продовольственными товарами. Тогда Наталье удалось добиться выделения площади, но ей пообещали, «что даром это не пройдет».

— Время течет, все забывается, — говорит Наталья, — но, оказывается, некоторые долго помнят зло. Хотя, законное право на аренду земли очень сложно назвать злом. У меня было время подумать, и я пришла к выводу, что кому-то очень не хотелось, чтобы у меня шел бизнес. Не потому, что я кому-то конкурент, а просто чтобы поставить меня на место. Отомстить, поставить палки в колеса. Конечно, это мои предположения, я никого не обвиняю. Но мне обидно — я ведь хотела, как лучше.

Мы связались с Ольгой Колобовой по телефону, который указан на официальном сайте ООО «Окраины»:

— У нас с Натальей Янкиной возникли небольшие недопонимания, она — фантазерка, все придумала, — ответила нам Ольга Викторовна. — Вы позвонили мне на рабочий телефон, а никаких рабочих отношений у меня с Янкиной нет и быть не может, личное я обсуждать не намерена — никаких комментариев не будет.