Кап-кап ремонт

Какие ошибки первого года работы в Первоуральске учел и исправил Региональный фонд капремонтов.

Первый год реализации программы капремонтов в Первоуральске — 2015-й — выявил ряд недостатков. Жители отмечали нежелание  рабочих идти на контакт, некачественное выполнение ремонтных работ, нарушение  сроков и многое другое. Во многом негодование граждан было обосновано, ведь, по информации портала «Городских вестей», в Первоуральске к концу года программа была выполнена лишь на 25% от намеченной цифры — подрядчики сдали около восьми-одиннадцати домов из 46.

Каким был 2016 год? Каким будет 2017-ый «ремонтный»? Об этом мы поговорили с начальником отдела по связям с общественностью Регионального фонда капитального ремонта в Свердловской области Дарьей Быковой.

Итоги первого года программы

— Дарья Георгиевна, давайте вспомним 2015 год. Какие все-таки реальные результаты он принес?

46 домов было запланировано на 2015 год, и к концу года все они были технически готовы. Техническая готовность означает, что на доме были выполнены все работы полностью, но дальше еще шел процесс подготовки исполнительной документации, после — комиссии и итоговая сдача-приёмка объектов. После окончания работ подрядчик занимался оформлением актов, устранением замечаний, передачей дома управляющей компании в дальнейшую эксплуатацию.

— Все 46 действительно успели подготовить?

— Технически все дома были готовы, да. Были проведены все виды работ — ремонт кровли, фасада, подвальных помещений, фундамента и внутридомовых инженерных систем. Это те виды работ, которые предусмотрены Жилищным кодексом и 127 областным законом. Только они относятся к капитальному ремонту.

Дарья Быкова Фото Анны Неволиной

— На самом деле картина такова, что еще в 2016 году до сих пор еще исправляли недоделки прошлого года.

— Когда идет процесс оформления актов и процесс приемки, тогда участники комиссии оценивают выполнение, находят какие-то замечания и недоделки и акт не подписывают, пока эти недоделки не устранят. Пока все участники приемочной комиссии не будут удовлетворены качеством выполненных работ, акт не будет подписан и подрядчик не получит оплату. До этого момента по отчетности можно считать, что дом окончательно не сдан. Соответственно, устранением замечаний и занимались подрядчики в 2016 году.

— Сколько месяцев, лет может длиться устранение неполадок?

— Конечно, речь идет не о годах. Подрядчик ведь вложил несколько собственных миллионов в ремонт, но ни копейки не получил. В его интересах как можно скорее решить вопрос и получить оплату. Поэтому решали быстро, насколько это возможно.

 

Собственники vs. подрядчики

— Были ли отказы от услуг подрядчиков у Фонда?

— Отказ от услуг подрядчиков был. В первую очередь, это связано с тем, что подрядчики собственные финансовые возможности не рассчитали. В одностороннем порядке мы расторгли только один договор. Все остальные — по соглашению сторон.

— Случалось ли, что подрядчики не находили общего языка с собственниками?

Фото Анны Неволиной

Бывает всякое, но это решаемо. С подрядчиками проводим обучающие семинары, в рамках которых предоставляем специалистам подрядной организации методические пособия о том, как правильно организовывать работы , а также учим правилам эффективного взаимодействия с собственниками.

Мы рассказываем о том, что нужно своевременно размещать объявления о ходе работ, подсказываем дополнительные моменты, которые могут помочь в налаживании контакта с собственниками помещений.

Трудности капремонтов

— С какими трудностями столкнулся Фонд в первые годы реализации программы? Может быть, в 2016 какие-то другие, новые появились.

— Основные замечания возникали из-за того, что конкурсные процедуры в первый год были объявлены поздно, только в мае. Летом еще даже конкурсы проходили. Соответственно, подрядчики вышли на объекты уже в августе и в сентябре.

— Почему были поздно объявлены конкурсы?

— Изначально сметы для проведения конкурсных процедур должны были предоставить органы местного самоуправления, и специалисты Фонда ждали до определенного срока. Но далеко не все муниципалитеты эти сметы предоставили, во многих случаях документы были типовыми и не отражали индивидуальные особенности дома. В соответствии с этим было принято решение отобрать организации, которые бы качественно составили индивидуальную проектно-сметную документацию на каждый дом. К лету ее только сдали — получается, затянули сроки. В итоге все дальнейшие многоэтапные процедуры сразу сдвинулись по времени.

Фото Анны Неволиной

В 2016 году конкурс был объявлен намного раньше, поэтому подрядчики вышли на объекты уже весной. Сейчас мы переходим на круглогодичные ремонты. Поэтому многие виды работ, которые можно выполнять в домах и в холодное время года — кровля при соблюдении условий, электрика, лифты — подрядчики 2017 начали выполнять уже зимой. На 2017 год конкурсы по 611 объектам реализованы, подрядные организации выбраны и работают.

Три важных вопроса

— Стройконтроль и подрядчик — одно и то же лицо. На первом году программы этот парадокс неоднократно будоражил умы и простых собственников, и представителей администрации муниципалитета. Сейчас удалось от него избавиться?

— В первый год все нюансы предусмотреть не удалось. Конкурсы проводились параллельно, и поэтому некоторые компании, заявлявшиеся по двум направлениям, в итоге побеждали и утверждались одновременно и подрядчиком, и контролирующей работы компанией. Сейчас мы такую возможность исключили, добавили в договор соответствующий пункт. В 2016 году в Первоуральске строительным контролем занималась компания «Вест». Ни по одному виду работ подрядчиком она не является.

— А с лифтами буквально в прошлом месяце была ситуация, когда компанию, осуществлявшую замену оборудования, и организацию, контролирующая ход работ, представляло одно и то же ООО.

Фото Анны Неволиной

— По лифтам это допустимо. Такие работы выполняют организации, у которых более сложная структура. В самой такой компании есть подразделение, которое занимается строительно-монтажными работами, и подразделение, которое осуществляет строительный контроль. Здесь получается контроль со стороны подрядчика. По ремонтам лифтового оборудования у нас программа действует только первый год, и мы решили, в данном случае, пойти по такому пути. Если по итогам года качество контроля нас устроит, то мы продолжим по той же схеме, если нет — будем менять принцип работы. Возможно, освоим контроль со стороны заказчика.

— Специальные счета — отдельная тема для разговора. В прошлом году представители многих ТСЖ были недовольно процедурой их открытия. В этом году количество спецсчетов увеличилось?

— То количество, которое было открыто в Первоуральске изначально — четыре спецсчета — не изменилось. Возможно, за это время поступали какие-то протоколы, но они либо находятся на рассмотрении, либо счет еще не открыт. На сегодня срок  вступления в силу решения об открытии специального счета — один год с момента  поступления протокола от жителей. Нужно понимать, что у собственников в таком случае большая ответственность: самим выбрать подрядчика, контролировать ход работ. Самостоятельно без знающего и активного человека, готового взять на себя большую часть ответственности по поиску подрядчиков и надзору, не обойтись.

Фото Анны Неволиной

Вообще, говорить о том, что открытие спецсчетов как-то связано с отношением к программе и оценкой капитального ремонта, нельзя. Здесь прямой связи нет. Наиболее яркий показатель, который демонстрирует уровень удовлетворенности жителей качеством услуг  — уровень собираемости. На федеральном уровне, когда оценивают работу региональных операторов различных субъектов, в первую очередь, смотрят на собираемость. По Первоуральску он составляет 86%, это выше средней цифры по области на 3-4%.