Ревда — Первоуральск будущего?

Или как, возможно, будет жить наш город после сентябрьских выборов в Думу.

Прошедшие публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав города в части выборов в думу Первоуральска — переход на одномандатную мажоритарную избирательную систему — подняли волну мнений, как в рядах простых жителей, так и среди депутатов из нынешнего состава. Так, Владимир Плюснин в прошлом номере «Городских вестей» высказал свое мнение, суть которого проста: Первоуральск ждет диктат не партии, а целой финансово-промышленной группы. Чтобы не ходить далеко и узнать, как живет город, в котором большинство депутатов представляют одну партию и часть из них — представители градообразующего предприятия, мы обратились к жителям Ревды.

Им лишь бы деньги получить и «до свидания»

Анна Анисимова, инженер-технолог, жительница Ревды:

Анна Анисимова Фото Анны Неволиной

В Ревде вообще ничего не происходит. Никаких изменений — ни в лучшую сторону, ни в худшую —  я за последние годы не наблюдаю. Вообще ничего. Естественно, у нас нет никакого благоустройства в городе. Если вспомнить Анну Каблинову (бывший мэр Ревды — ред.), она все равно что-то делала — были благоприятные подвижки в сторону благоустройства города и вообще. А сейчас нет ничего, скорее, стало хуже.

Я, как водитель, возмущена тем, что плохо убирают дороги, сейчас посмотрим, что будет, когда весна придет. В прошлые годы весной вообще были бесконечные проблемы с уборкой улиц и дорог.

Много вырубили деревьев, внешний вид города однозначно пострадал.

Самые высокие тарифы на коммуналку у нас: слышала, что сильно подняли тарифы на тепло, при том, что температура в квартирах отнюдь не высокая.

Если серьезно поднимать вопрос, я не знаю даже, что должно произойти в этом городе, чтобы что-то кардинально изменилось. Или полностью должна измениться дума местная вместе с мэром города. Городу нужны другие взгляды. Сейчас такое ощущение, что все попали туда, привыкли к теплым хорошим местам — лишь бы какой-то период отработать, деньги получить и «до свидания». Серьезной заботы о городе нет.

Я сама 20 лет прожила на юге. У нас город был дотационный, от Ростова, но такого бардака, скажу честно, не было. Проблемы, конечно, были, но вот таких ярко-выраженных не было, чтобы и в коммунальном плане, и в плане благоустройства — нет, такого не было. От жителей такого негатива, как в Ревде, я не слышала там.

Что обидно, город небольшой, а порядка, как такового, нет. Серьезного подхода при наличии таких крупных градообразующих предприятиях нет. Каждый думает о своих личных интересах.

Поэтому то, что у нас идет именно только СУМЗовская дума, я вообще против, это получается какая-то монополия. Конечно, желательно, чтобы депутаты были с разных сфер и с разных предприятий, из разных партий.

Новые депутаты хотят, чтобы никто не выступал против

Сергей Калашников, ветеран труда, председатель Общественного совета по контролю в сфере ЖКХ:

Сергей Калашников Фото Анны Неволиной

То, что происходит в Ревде сейчас, оцениваю отрицательно. Как проходила избирательная компания? По заранее разработанному сценарию руководства по связям с общественностью и населением СУМЗа. В думе 20 человек. Выдвинуто было около 26 кандидатов: все в основном от партии «Единая Россия» или ее сторонники. Шесть кандидатов перед самими выборами сняли свои кандидатуры, видимо, приказали. И вся работа велась под эту двадцатку. Прошли 16 человек под знаменами «Единой России», в основном ядро СУМЗа, трое — из «Справедливой России», один — самовыдвиженец. Мои знакомые и все, с кем я общался, были удивлены после выборов: как так все 16 прошли? Мол, мы не голосовали.

Вся социальная инфраструктура завода — дворец спорта, дворец культуры, стадион — все передано на бюджет города. Сейчас мы будем расплачиваться за ремонты, за все, что касается содержания этих учреждений.

К тому же, депутаты СУМЗа прежнего созыва провели на публичных слушаниях и на думе решение по застройке санитарной зоны в районе поселка Промкомбинат и реки Глубокой, вдоль Ревдинского пруда. За это был снят с должности глава Ревды Геннадий Шалагин, не подписавший принятое решение.

В декабре 2012 года депутаты СУМЗа ввели инвестиционные надбавки к тарифам на холодную воду для теплоснабжающих организаций города, которые последние покупают у завода, что впоследствии на 230% увеличило стоимость тепловой энергии — горячей воды и отопления для населения города. А чтобы войти в правовое поле, запросили губернатора повысить предельные индексы на коммунальные услуги на 2015 год до 20%, тогда как правительство устанавливало 10%; а в 2016 году до 15% вместо «правительственных» 8%.

Нужны ли гражданам такие системы, нужно ли стремиться создавать представительные органы власти из работников одного предприятия или из тех, кто находится в сфере его влияния? Все прекрасно понимают, что сегодня предприятия — частные, и их основная задача — извлечение прибыли любой ценой. И их интерес иметь своих представителей в органах власти и тем более большинство — это укрепит их позиции, может отразиться на всей инфраструктуре городского хозяйства в целом. Только вопрос — в чью пользу?

Первоуральск ждет такая же участь, когда решать все, возможно, будет градообразующее предприятие. Нужно понимать: есть ли авторитет у такого предприятия? У нас СУМЗ не авторитет, они же под себя все делают.

В Ревде я высказываю только свое мнение, и оно таково: представители нашего головного предприятия в органах власти пока работают только во вред населению города.

Будем ждать изменений после прошедших выборов. У них пять лет впереди.

Конкурировать с кандидатами от «градообразующих предприятий» в финансовом отношении бессмысленно

Борис Захаров, член партии «Справедливая Россия», бывший депутат ревдинской думы:

Борис Захаров (справа). Фото с сайта www.revda-info.ru

В Ревде тоже меняли Устав и не единожды и каждый раз с благородной целью: наиболее эффективно осуществлять руководство социально-экономическим развитием города. А может ради предприятия, которое боролось за максимальное количество мандатов в городской Думе? Последнее изменение касалось условий, исключающих возможность представителей партий, входящих в парламентские, войти в состав муниципальных представительных органов.

Не секрет, конкурировать на выборах с кандидатами от «градообразующих предприятий» в финансовом отношении просто бессмысленно, достаточно посмотреть финансовые отчеты тех и других. Это мы еще не рассматриваем вопрос административного ресурса и формирования команды по поддержке кандидата.

К чему я обо всем этом?

Вот уже третий созыв в нашем городе команда депутатов состоит, в подавляющем большинстве, из представителей «градообразующего предприятия», формирует руководящие органы администрации. Ну и что? Город благоухает? Поднимите прессу за это период времени, и вы убедитесь в обратном.

Как только предприятие получает большинство в законодательном органе, моментально появляется какой-нибудь куратор-координатор от этого предприятия, который формирует среди этого большинства единое понимание целей и задач, который не всегда соответствуют нуждам горожан. Затем формируется состав руководителей администрации города, контрольные органы «подотчетные» не думе в целом, а этому большинству. И происходит то, что называет президент Путин «однополярным миром». Нет других мнений, нет поиска оптимального решения, но возможен «конфликт интересов».

Давать рекомендации первоуральцам я не имею право, ваше решение зависит от личной убежденности каждого. Но все, о чем я здесь размышляю, основано на опыте работы в городской думе в течение двух созывов.

Не нужно заменять самоуправление заводоуправлением

Валерий Безпятых, издатель газеты «Городские вести»:

Валерий Безпятых Фото Анны Неволиной

Можно эту тему разделить два вопроса. О заводчанах в думе и самой системе выборов в местный представительный орган.

Первое: когда дума состоит из работников одного и того же завода или близких к нему людей — это в любом случае плохо. Когда местное самоуправление заменяется местным заводоуправлением каким-то, то это немного меняет саму концепцию управления городом. Это неправильно.

Каким образом это можно поправить? Не знаю. Я не думаю, что система выборов на это повлияет — по партийной системе будут выбирать депутатов, по мажоритарной, много округов, мало округов… Это вопрос будущего, не сегодняшнего дня.

Поэтому то, что есть, то и будет. И в Ревде в ближайшее время я не ожидаю, что будут какие-то изменения, что будет нормальная действующая дума, выбранная жителями города в действующая интересах жителей города. И Первоуральск, видимо, та же ситуация ждет.

То, что делает СУМЗ в Ревде, далеко не всегда соотносится с тем, как жители хотят, чтобы завод или власть относились к городу. Все происходит так, как выгодно заводу. Но, если в Верхней Пышме наш родной УГМК себя позиционирует как ответственное предприятие: в город деньги вкладывает, дороги чистит, строит и так далее, то в Ревде масштабы такой ответственности существенно ниже. В Ревде СУМЗ, представитель УГМК, присутствует, но он не сильно заинтересован в том, чтобы развивать инфраструктуру города. Завод лишь организует себе комфортное пребывание на этой территории. Да, что-то СУМЗ делает, чтобы получить голоса Ревдинского округа. И, конечно, предприятие несет какую-то ответственность перед областными властями за то, чтобы на «подведомственной» территории какие-то вопросы снимались. Но это все-таки не самоуправление, это даже рядом не стоит.

В Первоуральске я не знаю, как будет после сентябрьских выборов. Если там 25 депутатов от Новотрубного пройдут, ну, наверное, это будет нехорошо. Будет просто полное единогласие, в лучших советских традициях. И тезисы о том, что «дума — не место для дискуссий». Дума, конечно же будет работать в интересах города, но только до того момента, пока они не вступят в противоречие с интересами завода. А дальше выбор — либо голосуй, либо увольняйся.

Во-вторых, что касается самой избирательной системы в малых городах: я, скорее всего, буду не одинок в своих рассуждениях — многие говорят, что при выборах в представительный орган власти вообще не нужно вспоминать ни о каких партиях. Потому что тут вопросы другого порядка: для малых городов политика не нужна и разницы в том, какой партийности будет дворник, который метет улицы, или его начальник — от ЛДПР или «Единой России» — нет никакой. Поэтому городскую думу должны избираться люди вне зависимости от их политических предпочтений, а только в зависимости от того, что они лично готовы сделать для города, для своего округа, для соседей.

По округам. В Первоуральске собираются делать 25 округов — по одному мандату на каждый округ. Это даже более правильно, чем в Ревде (пять округов, по четыре мандата на каждый — ред.). На мой взгляд, вообще в Первоуральске планируется абсолютно правильная система, с точки зрения теории. Вот именно так должны происходить выборы в местный представительный орган власти — по одному депутату с каждого округа. Тогда с денежным кандидатом вполне может поспорить кандидат просто уважаемый в округе. В таком случае есть больше шансов продвинуться и пройти людям, которые представляли бы интересы округа и жителей, а не партий или заводов.

Просто ответьте себе на вопрос, как будет голосовать выбранный вами депутат в случае конфликта интересов, например, завода и города? А на местном уровне они встречаются постоянно. Так, как ему прикажет партийная дисциплина? Или руководство предприятия, где он зарплату получает? Или так как, будет лучше его соседям? Местное самоуправление предполагает все-таки последнее.