408

Родитель нужен, когда мне что-то нужно

Сколько времени ваш ребенок сидит перед телевизором? А что за мультфильмы он смотрит? Какие мультфильмы и как влияют на ваших детей, рассказала детский психолог Лэйсэн Сибагатуллина.

 

Уже не слышит

Когда дети садятся перед экраном, отлепить их уже бывает тяжело — мультфильмы занимают все его внимание. Но вопрос вот в чем — что за мультфильмы он там смотрит? Мы думаем, многие родители задавались таким вопросом. И отдельный вопрос — как они на него влияют.

Лэйсэн Сибагатуллина Фото из архива редакции

—  Современные мультфильмы очень яркие, все действия в мультфильме происходят очень быстро, активно, интенсивно, — говорит Лэйсэн Сибагатуллина. — Пока идет мультфильм, ребенок замер, он вжился в этот сюжет, он возбуждается. Но потом мультфильм заканчивается, а ребенок становится неуправляемым. Именно такие мультфильмы формируют у детей гиперактивность, а это психиатрический диагноз. Еще один момент — громкие звуки. Потом родитель обращается к ребенку тихо, спокойно, просит что-то делать, а он эту интонацию, этот голос уже не слышит.

 

Оказывается бессильным перед ее поступками

Многие сторонники советских мультфильмов указывают на их сюжет, который, по их мнению, лучше, чем у современных мультфильмов. Здесь, как говорится, на вкус и цвет, но есть и другие аргументы, по которым советская мультипликация выигрывает.

— Давайте посмотрим на советские мультфильмы, например, «Крокодил Гена», — рассуждает детский психолог. —  Речь очень тихая, спокойная, рассудительная. И современные, например, «Фиксики» — кто-то громко крикнул, побежал, схватил, упал и так далее. О влиянии громких звуков и быстрой смене кадров мы уже говорили. Ко всему прочему, в советских мультфильмах в силу того, что еще существовала цензура, была определенная политика: формирование вежливого отношения к взрослым, культурного поведения, добра и зла. А в наших современных мультфильмах это не отслеживается.

Лэйсэн Салаватовна иллюстрирует свои слова конкретными примерами. Например, в мультфильме «Маша и Медведь» Машенька что-то натворила, а Миша, который воспитывает, отвечает за нее, оказывается бессильным перед ее поступками. Это формирует у детей безнаказанность, они могут перестать адекватно воспринимать взрослого.

 

Видят примеры и перенимают

Отдельная тема — модели поведения, которые ребенок видит в мультфильме. Пробежавшись по популярным мультфильмам мы заметили некоторые особенности.

  1. Во многих мультфильмах не показываются родители (или редко). Лэйсэн Салаватовна уверена, что отсутствие родителей в мультфильмах в современной жизни выливается в то, что они не являются авторитетами для своих детей. Ребенок пытается родителей подавить, у них формируется потребительское отношение — родитель нужен только тогда, когда мне что-то надо. А когда все хорошо, он в нем не нуждаюсь.
  2. В мультфильме «Свинка Пепа» главная героиня может обозвать своего папу. Вроде бы, это выглядит безобидно, но в итоге приводит к тому, что ребенок перестает чувствовать границы дозволенного, он бесконтрольно проговаривает те же слова по отношению к своим близким.

— С такой проблемой родители с детьми часто приходят на прием к психологам, — делится Лэйсэн Сибагатуллина. —  Говорят родителям: «Я не люблю тебя, отдайте меня в детдом», они не боятся потерять родителей. То, что они смотрят по телевизору, становится для них нормой. А раз это норма, значит, и они могут себя так в своей жизни вести.

  1. В мультфильме «Барбоскины» братья и сестры постоянно ссорятся друг с другом. Ребенок это видит и ведет себя так же со своими родственниками, считая это нормальным. Дети ведь еще не умеют отделять хорошие примеры от плохих. Они видят примеры и перенимают их.

 

Надо просто включить телевизор

Ко всему прочему, не всегда модель, которую мы и дети получаем из телевизора, срабатывает на живых людях. В жизни чаще всего нам приходится поступаться своими интересами, уступать, учиться договариваться, а в современных мультфильмах этому не всегда учат. Чаще всего, главный герой в них — это лидер, который отстаивает свои позиции и делает так, как он решил. Соответственно, так поступают и дети, не слушая, что им советуют родители.

— Нельзя не сказать о том, что формируется некая зависимость, отмечает детский психолог. —  Мультфильм остановился на каком-то интересном событии, а продолжение будет завтра. Соответственно, завтра в указанное время ребенок хочет включить телевизор и досмотреть. Это тормозит развитие волевых качеств. Если ребенок должен в это время пойти на секцию/занятие? Для этого ему нужно приложить усилия — одеться, встать, пойти, доехать, позаниматься, потом обратно. Соответственно, дети лучше останутся дома и посмотрят мультфильм — для этого не нужно стараться, надо просто включить телевизор. Это тормозит развитие человека, он не совершенствуется, не работает над собой, он становится зависимым от этого экрана.

 

Как выстроить общение ребенка с телевизором?

— Каждому возрасту — своя мера времени перед телевизором.

Детям детсадовского возраста (до 6-7 лет) можно смотреть телевизор не более 30 минут в день. Начальной школе — не более часа в день.

— Не включайте вечером телевизор.

Мультфильм действует на психические процессы возбуждающе, а когда ребенок в таком состоянии ложиться спать, он не может уснуть.

— Придерживайтесь четкого распорядка дня.

Не только ребенок, но и вы сами, тогда дети быстро привыкнут к этой системе.

 

— Когда нет определенной системы дома, ребенок каждый раз стремится незаметно уйти из поля зрения взрослого и включить себе любимый канал, — объясняет Лэйсэн Салаватовна.

— Анализируйте, что смотрит ваш ребенок.

Чтобы узнать, чему учит любимый мультфильм вашего ребенка, сядьте и посмотрите его вместе с ним. После просмотра мультфильма попытайтесь вместе с ним поговорить о том, что вы посмотрели.

— Не говорите просто «нет, ты не будешь смотреть этот мультфильм», вы настроите малыша против себя, — предостерегает детский психолог. — Расскажите ему о своих чувствах и переживаниях: «Ты знаешь, мне так не понравился мультфильм, неприятно, ведь ты потом будешь вести себя так же, как и его герои». Ребенок начинает понимать, почему вы против просмотра этих мультфильмов. Через чувства донесите до понимания ребенка вашу позицию.

Комментарии 22

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила