436

Родитель нужен, когда мне что-то нужно

Сколько времени ваш ребенок сидит перед телевизором? А что за мультфильмы он смотрит? Какие мультфильмы и как влияют на ваших детей, рассказала детский психолог Лэйсэн Сибагатуллина.

Уже не слышит

Когда дети садятся перед экраном, отлепить их уже бывает тяжело — мультфильмы занимают все его внимание. Но вопрос вот в чем — что за мультфильмы он там смотрит? Мы думаем, многие родители задавались таким вопросом. И отдельный вопрос — как они на него влияют.

Лэйсэн Сибагатуллина Фото из архива редакции

—  Современные мультфильмы очень яркие, все действия в мультфильме происходят очень быстро, активно, интенсивно, — говорит Лэйсэн Сибагатуллина. — Пока идет мультфильм, ребенок замер, он вжился в этот сюжет, он возбуждается. Но потом мультфильм заканчивается, а ребенок становится неуправляемым. Именно такие мультфильмы формируют у детей гиперактивность, а это психиатрический диагноз. Еще один момент — громкие звуки. Потом родитель обращается к ребенку тихо, спокойно, просит что-то делать, а он эту интонацию, этот голос уже не слышит.

Оказывается бессильным перед ее поступками

Многие сторонники советских мультфильмов указывают на их сюжет, который, по их мнению, лучше, чем у современных мультфильмов. Здесь, как говорится, на вкус и цвет, но есть и другие аргументы, по которым советская мультипликация выигрывает.

— Давайте посмотрим на советские мультфильмы, например, «Крокодил Гена», — рассуждает детский психолог. —  Речь очень тихая, спокойная, рассудительная. И современные, например, «Фиксики» — кто-то громко крикнул, побежал, схватил, упал и так далее. О влиянии громких звуков и быстрой смене кадров мы уже говорили. Ко всему прочему, в советских мультфильмах в силу того, что еще существовала цензура, была определенная политика: формирование вежливого отношения к взрослым, культурного поведения, добра и зла. А в наших современных мультфильмах это не отслеживается.

Лэйсэн Салаватовна иллюстрирует свои слова конкретными примерами. Например, в мультфильме «Маша и Медведь» Машенька что-то натворила, а Миша, который воспитывает, отвечает за нее, оказывается бессильным перед ее поступками. Это формирует у детей безнаказанность, они могут перестать адекватно воспринимать взрослого.

Видят примеры и перенимают

Отдельная тема — модели поведения, которые ребенок видит в мультфильме. Пробежавшись по популярным мультфильмам мы заметили некоторые особенности.

  1. Во многих мультфильмах не показываются родители (или редко). Лэйсэн Салаватовна уверена, что отсутствие родителей в мультфильмах в современной жизни выливается в то, что они не являются авторитетами для своих детей. Ребенок пытается родителей подавить, у них формируется потребительское отношение — родитель нужен только тогда, когда мне что-то надо. А когда все хорошо, он в нем не нуждаюсь.
  2. В мультфильме «Свинка Пепа» главная героиня может обозвать своего папу. Вроде бы, это выглядит безобидно, но в итоге приводит к тому, что ребенок перестает чувствовать границы дозволенного, он бесконтрольно проговаривает те же слова по отношению к своим близким.

— С такой проблемой родители с детьми часто приходят на прием к психологам, — делится Лэйсэн Сибагатуллина. —  Говорят родителям: «Я не люблю тебя, отдайте меня в детдом», они не боятся потерять родителей. То, что они смотрят по телевизору, становится для них нормой. А раз это норма, значит, и они могут себя так в своей жизни вести.

  1. В мультфильме «Барбоскины» братья и сестры постоянно ссорятся друг с другом. Ребенок это видит и ведет себя так же со своими родственниками, считая это нормальным. Дети ведь еще не умеют отделять хорошие примеры от плохих. Они видят примеры и перенимают их.

Надо просто включить телевизор

Ко всему прочему, не всегда модель, которую мы и дети получаем из телевизора, срабатывает на живых людях. В жизни чаще всего нам приходится поступаться своими интересами, уступать, учиться договариваться, а в современных мультфильмах этому не всегда учат. Чаще всего, главный герой в них — это лидер, который отстаивает свои позиции и делает так, как он решил. Соответственно, так поступают и дети, не слушая, что им советуют родители.

— Нельзя не сказать о том, что формируется некая зависимость, отмечает детский психолог. —  Мультфильм остановился на каком-то интересном событии, а продолжение будет завтра. Соответственно, завтра в указанное время ребенок хочет включить телевизор и досмотреть. Это тормозит развитие волевых качеств. Если ребенок должен в это время пойти на секцию/занятие? Для этого ему нужно приложить усилия — одеться, встать, пойти, доехать, позаниматься, потом обратно. Соответственно, дети лучше останутся дома и посмотрят мультфильм — для этого не нужно стараться, надо просто включить телевизор. Это тормозит развитие человека, он не совершенствуется, не работает над собой, он становится зависимым от этого экрана.

Как выстроить общение ребенка с телевизором?

— Каждому возрасту — своя мера времени перед телевизором.

Детям детсадовского возраста (до 6-7 лет) можно смотреть телевизор не более 30 минут в день. Начальной школе — не более часа в день.

— Не включайте вечером телевизор.

Мультфильм действует на психические процессы возбуждающе, а когда ребенок в таком состоянии ложиться спать, он не может уснуть.

— Придерживайтесь четкого распорядка дня.

Не только ребенок, но и вы сами, тогда дети быстро привыкнут к этой системе.

— Когда нет определенной системы дома, ребенок каждый раз стремится незаметно уйти из поля зрения взрослого и включить себе любимый канал, — объясняет Лэйсэн Салаватовна.

— Анализируйте, что смотрит ваш ребенок.

Чтобы узнать, чему учит любимый мультфильм вашего ребенка, сядьте и посмотрите его вместе с ним. После просмотра мультфильма попытайтесь вместе с ним поговорить о том, что вы посмотрели.

— Не говорите просто «нет, ты не будешь смотреть этот мультфильм», вы настроите малыша против себя, — предостерегает детский психолог. — Расскажите ему о своих чувствах и переживаниях: «Ты знаешь, мне так не понравился мультфильм, неприятно, ведь ты потом будешь вести себя так же, как и его герои». Ребенок начинает понимать, почему вы против просмотра этих мультфильмов. Через чувства донесите до понимания ребенка вашу позицию.

Комментарии 22

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.