Аутизм: можно ли вывести ребенка из «себя»

Как первоуралочка Евгения Куликова помогает детям бороться с проявлениями аутизма.

Детский аутизм, заболевание «погружения в себя» — одна из серьезнейших проблем современности. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. По данным Всемирной организации аутизма, уже в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей — ситуация ухудшилась более чем в 5 раз. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

 

Почему это произошло?

Евгения Куликова известна в Первоуральске как общественный деятель, руководитель проектов благотворительного фонда «Евразия». Но мало кто знает, что семь лет назад на долю этой хрупкой женщины выпало серьезное испытание.

— В 2010 году у меня родилась дочь, третий ребенок в семье, — рассказывает Евгения. — В два с половиной года ей поставили диагноз — детский аутизм. Были, конечно, проявления и до постановки диагноза, но мы все списывали на избалованность: она третий ребенок — мама, папа, брат, сестра, все с ней носятся. Когда мы пошли в детский садик, проблема была, как говорится, налицо. И тогда нас уже направили из детского сада на комиссию, где дочери поставили диагноз РДА — ранний детский аутизм.

Фото Анны Неволиной

Евгения до рождения дочери уже сталкивалась с детьми, которые страдают этим недугом и понимала, что ждет ее семью:

— Когда-то, еще до рождения третьего ребенка, я работала на православном канале «Союз». Там был проект «Скорая социальная помощь». Мы занимались с разными детьми: и из малоимущих семей, и с ребятами с ограниченными возможностями. В том числе, — и с аутистами. И когда дочке поставили диагноз, у меня был шок. Я не представляла, что со мной, в моей жизни может такое случиться. Как так? Я же работала с этими детьми, я же такая хорошая, я же им помогала. Почему со мной это произошло?

 

Огромный прогресс

Женя не сидела, сложа руки. Приобретенный опыт работы с аутистами помог женщине двигаться в верном направлении.

— Аутизм — он разный. Признаков аутизма очень много: в них входят и страхи, крики — но они, как правило, тоже являются проявлением страха.

Как пример, мой ребенок. Я уже несколько лет приглашаю к дочери на день рождения аниматора. Если дочка видит, что человек одет в костюм пони, она будет кричать — «Это не пони, вы меня обманываете!». Такие дети все принимают за чистую монету.

Когда я пригласила в детский сад на прошлый день рождения аниматора в костюме животного, дочь просто залезла в свой шкафчик и просидела там всю программу. Аниматор работал с другими детьми. Дочь даже не приняла подарок из рук «пони».

Если аниматор в костюме человека — шпиона, ковбоя, еще кого-то, ребенок видит — это человек. И играет с ним. А человек в костюме пчелки для нее — обман.

— Через какое-то время после постановки диагноза мы стали усиленно заниматься с дочкой. Это потребовало колоссальных физических, материальных и душевных сил.

Дочь вышла из достаточно серьезного состояния не с помощью лекарств, мы смогли сделать это с помощью врачей — занимались с терапистами. Тераписты — доктора, специализирующиеся на работе с аутичными детишками.

На сегодняшний день дочке Евгении уже семь лет, она ходит в обычный детский сад, школу тоже уже выбрали — общеобразовательную. Как признается Женя, коррекционный класс в такой школе для своего ребенка она тоже рассматривает, но в крайнем случае.

— Я вижу динамику своего ребенка, на протяжении всего этого времени она очень выросла и многому научилась. И, если с ней просто познакомиться и пообщаться, не тесно, не каждый день — вы даже не поймете, что она у меня аутичная. Прогресс огромный — я это вижу, я это знаю.

Поэтому я и занимаюсь с такими детьми — знаю, что им можно помочь, их можно социализировать. Можно научить их большинству необходимых навыков — самостоятельно готовить еду, ходить в магазин за покупками.

 

Нужна социализация

Евгения ведет занятия в первоуральском центре «Логопед». Пока женщина работает в нем в качестве стажера, параллельно обучается в Екатеринбурге. После получения документов станет сертифицированным специалистом.

Что такое аутизм

Аутизм — общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, страдающий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА, синдром Каннера. В подростковом возрасте и у взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

По информации с сайта medside.ru.

Цель Евгении — дать возможность социализироваться детям с диагнозом «аутизм»:

— Это важно, потому что это сделать можно. У нас в России есть программы адаптации людей с ограниченными возможностями — например, «Доступная среда» — но там свои нюансы и свои подводные камни. У нас есть тьюторство (разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы для ребенка — ред.), вроде как вводят, но опять это все идет за счет родителей, а это — очень дорого. Но детям это нужно.

Поэтому я и занимаюсь аутичными детками. Я очень долго шла к этому — обучалась на примере своего ребенка, всегда присутствовала на занятиях терапистов с моим ребенком и с другими детьми, у меня куча литературы, которую я читала.

Помимо занятий в «Логопеде», Евгения работает с аутистами и в рамках своей деятельности в фонде «Евразия».

— Таким детям нужно помогать. Им нужно, просто жизненно необходимо социализироваться. Через благотворительный фонд «Евразия» мы работаем по этому направлению.

Я сама — бывший спортсмен, занималась боксом. И у меня есть знакомые тренеры, с которыми уже оформлены определенные договоренности — спортсмены мне помогают.

Фото Анны Неволиной

Детки, с которыми я занимаюсь, имеют возможность посещать тренировки по различным видам спорта. И, на мой взгляд, важно, что делают они это вместе с  другими детьми. Им это необходимо. Они учатся себя вести, они копируют поведение других детей. Не нужно, чтобы дети с аутизмом были закрыты дома или среди таких же детей. Их нужно выводить в «норму».

Фото Анны Неволиной

В планах у Евгении — выходить на разные секции, не только бокса. Например, сейчас женщина проводит переговоры с Ледовым дворцом.

— Дети с аутизмом очень талантливы. Из них может не выйти спортсмен, но они будут учиться общаться, будут физически развиваться. И это два очень важных шага к их адаптации во взрослой жизни, — уверена Евгения Куликова.

Фото Анны Неволиной