Первая телефонная станция (далее ТС — ред.) на Среднем Урале появилась в 1892 году и стала отправной точкой для развития систем телекоммуникации в нашем регионе. С 19 по 21 века она претерпела ряд существенных изменений. Современные пользователи стационарной телефонии связываются с помощью цифровых АТС. Увидеть своими глазами, как выглядит новейшее оборудование, и узнать историю уральской телефонии посчастливилось и нам.
История появления
Первая телефонная станция на Среднем Урале появилась в марте 1892 года — ровно 125 лет назад. Однако история телефонной связи началась значительно раньше — еще в 1884 году городской голова Илья Симанов стал инициатором развития телефонной связи в Екатеринбурге. По его настоянию были установлены первые частные телефонные линии, которые соединили квартиру Ильи Ивановича, его же мельницу и городскую управу.
Телефонная станция, которая начала работу в 1892 году, стала логичным продолжением частных линий — с ее помощью горожане могли позвонить в городскую управу, больницу и пожарную часть.
Коммутатор станции был рассчитан всего на 100 номеров, поэтому счастливыми обладателями собственного телефона стали те горожане, которые первыми подали заявку на подключение к связи.
Телефонная станция располагалась в здании, которое на сегодняшний день не сохранилось. Но уже в 1926 году в Екатеринбурге ввели в строй новую станцию по адресу: улица Вайнера, 7а. В те времена основными работниками ТС были телефонистки — станции ручного типа требовали присутствия «живых рук». Работа считалась престижной — в телефонистки брали только внимательных и симпатичных девушек с приятным голосом. Важен был и рост работницы — дотянуться до верха коммутатора удавалось только высоким дамам.
Неромантичная станция
Время шло, на смену ручным стали приходить автоматические телефонные станции: декадно-шаговые, координатные, квазиэлектронные и электронные, и самые новые — цифровые АТС.
10 марта, в 125-ую годовщину со дня открытия первой ТС, «Городские вести» побывали в святая святых — в здании, где находится современная цифровая автоматическая телефонная станция. Это режимный объект стратегической важности. Журналисты сюда попали впервые, только в честь праздника.
Цифровая АТС выглядит неромантично — обычные металлические шкафы, гул, шум.
— Подходить к мебели опасно — высокое напряжение, — предупреждает начальник технического цеха компании Иван Федотов.
Помещение непримечательное, но когда понимаешь, что только за 2016 год с помощью станции, находящейся здесь, было совершено 150 000 000 звонков, ощущаешь значимость этого места.
В комнате предусмотрено все для сохранности АТС — фальшпол сложной конструкции, потолок с защитой от затопления, автоматическая система пожаротушения. Последняя реагирует даже на малейшую искру — допустить возгорания здесь никак нельзя.
Цифровую станцию обслуживает всего 16 человек.
В противовес современным АТС, в Екатеринбурге существует и старое оборудование — оно базируется здесь с 1981 года. Здесь интересно: множество кнопок, переключателей, есть даже диск для набора номера, как на старых телефонах.
Примечательно, что станция используется и сейчас, но частично, только для служебных целей. Она необходима, если требуется срочно вызвать инженеров из других городов, не отходя от рабочего места.
Для работы на такой станции раньше нужно было 70 человек — чтобы обслуживать аналоговые системы, только в одной смене было 13-15 человек. Телефонистки трудились в несколько смен, обеспечивая круглосуточные соединения.