Первоуральский театр «Вариант» готовится к премьере пьесы «Гроза»

Первоуральского зрителя ждет весьма интересная трактовка классической пьесы драматурга от пермского режиссера Юлии Батуриной.

Первоуральского зрителя ждет весьма интересная трактовка классической пьесы драматурга от пермского режиссера Юлии Батуриной. Она по приглашению руководства «Варианта» приехала в Первоуральск специально, чтобы поставить «Грозу».

 

Новая трактовка

Сюжет, хотя бы общих чертах, помнят, пожалуй, все. И все прекрасно знают, как трактуют сюжет пьесы педагоги. В школах и институтах объясняют, что Марфа Кабанова и Савёл Дикой — тираны и деспоты, а Катерина — практически революционерка, протестующая против царящего в доме мужа домостроя.

Юлия Батурина. Фото Анны Неволиной

Юлия Батурина видит пьесу совершенно по-другому:

— Я попыталась найти момент нехристоматийности. Кабанова и Дикой вовсе не такие зверюги, какими их представляют учителя. Это, кстати, не их вина. Их самих так научили. Я очень люблю эту пьесу Островского. Как актриса, играла в постановке одной из его пьес, как режиссер — никогда не ставила спектакли по его произведениям, — признается режиссер «Грозы», — я — человек воцерковленный, верующий. Для меня пьеса написана по Евангелию.

Фото Анны Неволиной

Очень интересна трактовка образа Катерины в понимании Юлии Батуриной:

— Катя ниточкой связана с богом, — объясняет режиссер, — в ней борются эмоциональное языческое начало и умное понимающее православное. Она понимает, что верит в бога. Она эмоциональная, нервная. Она одержимая. Я хочу, чтобы она была такая, как Жанна Д̍ Арк в фильме Люка Бессонна. Она не революционерка, а бедный несчастный человек, который предал бога. Предал в какой-то степени сознательно.

Фото Анны Неволиной

 

Время, вперед

Новой будет не только трактовка, но и время действия. С легкой руки режиссера герои Александра Островского переместились в 80-е годы прошлого столетия. И костюмы, и музыка, которая будет звучать во время спектакля — все из той эпохи.

Юлия Батурина пояснила, что пьеса была написана за несколько лет до отмены крепостного права, когда в обществе крепли революционные настроения. Восьмидесятые для России также стали переломным моментом. Режиссер уверена, что настроение и дух этих двух эпох схожи. Именно поэтому решено было сменить время действия.

Фото Анны Неволиной

Усилят эффект переломности, обновления общественных мнений, на фоне которых происходят события пьесы, декорации и общий антураж зала: везде будет идти ремонт. Девушки-ремонтницы будут работать в Доме Кабановых в первом акте, они будут красить стены в храме во время второго акта.

Чтобы перенос во времени выглядел натуралистично, разговаривать персонажи будут языком современности, а не XIX века.

Фото Анны Неволиной

При этом сюжет Александра Островского не был изменен ни на йоту. Да и персонажи зрителей встретят классические.

 

Только 100 мест

Актеры «Варианта» к необычному прочтению классической пьесы относятся положительно.

Наталья Катаева. Фото Анны Неволиной

— Когда в детстве, в школе, институте, проходили это произведение, всегда было двойственное отношение: почему так критикуют Кабанову? Она же по факту ничего плохого не делает. Но тогда у меня  еще не было детей, семьи, жизненного опыта. Но даже тогда мне казалось, что что-то не сходится. Сейчас взгляд Юлии Батуриной очень ложится на мое собственное восприятие пьесы. Думаю, взрослым будет интересно открыть «Грозу» заново, — уверена Наталья Катаева, играющая в пьесе роль Кабановой.

 Пьесу «Гроза» покажут 24, 25 и 26 в ДК им. Ленина.

24 марта — в 18:30, 25 марта — в 18:00, 26 марта — в 17:00

Цена билета 300 рублей

— Спектакль ориентирован на аудиторию 15+, мне кажется, школьникам будет интересно смотреть, как в школе преподают, и как тут трактуют пьесу, — считает Юлия Батурина.

Ощущения после репетиции «Грозы», на которой нам удалось побывать, двойственные. С одной стороны: как-то не так, это какой-то сюр, а не Островский. А с другой: в этом что-то есть, в Катерине с безумными глазами мечущейся по сцене, молитвах, людях с зонтами в руках… Посмотреть на обыденное и привычное с новой стороны — всегда интересно.

Фото Анны Неволиной

Поэтому премьеру «Грозы» мы постараемся не пропустить. Приходите и вы. И учтите, что в зале из-за декораций осталось всего 100 кресел, поэтому поторопитесь приобрести билеты.