Первоуральского зрителя ждет весьма интересная трактовка классической пьесы драматурга от пермского режиссера Юлии Батуриной. Она по приглашению руководства «Варианта» приехала в Первоуральск специально, чтобы поставить «Грозу».
Новая трактовка
Сюжет, хотя бы общих чертах, помнят, пожалуй, все. И все прекрасно знают, как трактуют сюжет пьесы педагоги. В школах и институтах объясняют, что Марфа Кабанова и Савёл Дикой — тираны и деспоты, а Катерина — практически революционерка, протестующая против царящего в доме мужа домостроя.
Юлия Батурина видит пьесу совершенно по-другому:
— Я попыталась найти момент нехристоматийности. Кабанова и Дикой вовсе не такие зверюги, какими их представляют учителя. Это, кстати, не их вина. Их самих так научили. Я очень люблю эту пьесу Островского. Как актриса, играла в постановке одной из его пьес, как режиссер — никогда не ставила спектакли по его произведениям, — признается режиссер «Грозы», — я — человек воцерковленный, верующий. Для меня пьеса написана по Евангелию.
Очень интересна трактовка образа Катерины в понимании Юлии Батуриной:
— Катя ниточкой связана с богом, — объясняет режиссер, — в ней борются эмоциональное языческое начало и умное понимающее православное. Она понимает, что верит в бога. Она эмоциональная, нервная. Она одержимая. Я хочу, чтобы она была такая, как Жанна Д̍ Арк в фильме Люка Бессонна. Она не революционерка, а бедный несчастный человек, который предал бога. Предал в какой-то степени сознательно.
Время, вперед
Новой будет не только трактовка, но и время действия. С легкой руки режиссера герои Александра Островского переместились в 80-е годы прошлого столетия. И костюмы, и музыка, которая будет звучать во время спектакля — все из той эпохи.
Юлия Батурина пояснила, что пьеса была написана за несколько лет до отмены крепостного права, когда в обществе крепли революционные настроения. Восьмидесятые для России также стали переломным моментом. Режиссер уверена, что настроение и дух этих двух эпох схожи. Именно поэтому решено было сменить время действия.
Усилят эффект переломности, обновления общественных мнений, на фоне которых происходят события пьесы, декорации и общий антураж зала: везде будет идти ремонт. Девушки-ремонтницы будут работать в Доме Кабановых в первом акте, они будут красить стены в храме во время второго акта.
Чтобы перенос во времени выглядел натуралистично, разговаривать персонажи будут языком современности, а не XIX века.
При этом сюжет Александра Островского не был изменен ни на йоту. Да и персонажи зрителей встретят классические.
Только 100 мест
Актеры «Варианта» к необычному прочтению классической пьесы относятся положительно.
— Когда в детстве, в школе, институте, проходили это произведение, всегда было двойственное отношение: почему так критикуют Кабанову? Она же по факту ничего плохого не делает. Но тогда у меня еще не было детей, семьи, жизненного опыта. Но даже тогда мне казалось, что что-то не сходится. Сейчас взгляд Юлии Батуриной очень ложится на мое собственное восприятие пьесы. Думаю, взрослым будет интересно открыть «Грозу» заново, — уверена Наталья Катаева, играющая в пьесе роль Кабановой.
Пьесу «Гроза» покажут 24, 25 и 26 в ДК им. Ленина.
24 марта — в 18:30, 25 марта — в 18:00, 26 марта — в 17:00
Цена билета 300 рублей
— Спектакль ориентирован на аудиторию 15+, мне кажется, школьникам будет интересно смотреть, как в школе преподают, и как тут трактуют пьесу, — считает Юлия Батурина.
Ощущения после репетиции «Грозы», на которой нам удалось побывать, двойственные. С одной стороны: как-то не так, это какой-то сюр, а не Островский. А с другой: в этом что-то есть, в Катерине с безумными глазами мечущейся по сцене, молитвах, людях с зонтами в руках… Посмотреть на обыденное и привычное с новой стороны — всегда интересно.
Поэтому премьеру «Грозы» мы постараемся не пропустить. Приходите и вы. И учтите, что в зале из-за декораций осталось всего 100 кресел, поэтому поторопитесь приобрести билеты.