На волне

7 мая в России отмечают День радио. В честь профессионального праздника «Городские вести» решили поговорить с бывшими и нынешними радийщиками города — об этом наши «Шесть историй».

Вот уже много лет радио является неотъемлемой частью нашей жизни. Современное радио — это новости и развлечения, музыка и  розыгрыши. В честь профессионального праздника «Городские вести» решили поговорить с бывшими и нынешними радийщиками города — об этом наши «Шесть историй».


Жизнь до и после

Нина Алексашина, экс-ответственный редактор «Первоуральск-радио», экс-ведущая радио «Свежий ветер»

Фото Анны Неволиной

Когда Нина Алексашина работала в отделе кадров Новотрубного завода, ей предложили попробовать свои силы на заводском радио, а в 1975 году — на проводном «Первоуральск-радио», вещавшем по всему городу и близлежащим поселкам. Так началась большая радийная жизнь Нины Алексеевны.

— Радио разделило всё на «до» и «после», — говорит Нина Алексашина, — для меня радио — это целая жизнь. Работа там — это подарок судьбы, несмотря на скромную зарплату. Я всегда шла на работу с радостью.

В 1987 году Нина Алексашина заняла пост ответственного редактора радиостанции, который до этого занимала легендарная для нашего города Софья Кирст.

Девяностые «Первоуральск-радио», как и вся страна в целом, переживало нелегко.

— Был период критиканства, когда журналисты почувствовали свободу слова и стали все критиковать, во всем находить негатив, — рассказывает Нина Алексеевна, — а его найти несложно. Мы уходили от негатива, старались найти светлое в любом факте. «Первоуральск-радио» старалось нести любовь, радость и свет. Мы с такой душой готовили выпуски, настроение свое вкладывали.

После прекращения вещания проводного радио в городе, Нина Алексашина год выходила в эфир станции «Свежий ветер» с пятнадцатиминутной программой «Первоуральск-радио», которую записывала и монтировала прямо у себя дома.


За голос — без очереди

Любовь Завалишина, ведущая новостей радиостанции «Милицейская волна. Первоуральск»

Фото Екатерины Каладжиди

С радио Любовь Завалишина познакомилась благодаря работе на телеканале «Евразия», куда ее после кастинга взяли ведущей. Одновременно с этим Любовь пришла и на радио «Свежий ветер».

В 2012 году Любовь Завалишина стала ведущей программы «Равнение направо» радиостанции «Милицейская волна. Первоуральск», а через полгода — ведущей новостей.

По словам Любови, опыт работы на телевидении очень помогает в работе радиоведущей новостей, поскольку принципы написания и редактирования текстов — общие. Также помогает и музыкально-педагогическое образование.

— Вокалисты, как правило, и говорят хорошо, — поясняет Любовь Завалишина, — у них и дикция хорошая, и дыхание поставлено.

Чтобы первоуральцы получали свежие новости, Любовь встает в шесть утра, просматривает множество информационных сайтов, выбирая самые интересные и важные новости, обрабатывает их и едет в студию записывать очередной выпуск.

Волнения во время записи уже никакого нет.

— Во-первых, я не вижу той массы людей, которая будет меня слушать, — улыбаясь, говорит Любовь Завалишина, — во-вторых, новости идут в записи, всегда есть возможность исправить оговорки. А их бывает немало, причем — очень смешных.

Работа радиоведущего иногда приносит дополнительные дивиденды. Так, например, однажды, благодаря узнанному голосу, Любови удалось пройти без очереди профосмотр.

— Когда узнают на улицах или в магазинах — это очень приятно, — делится Любовь Завалишина.


Один на один со слушателем

Юлия Башкирцева, экс-корреспондент «Первоуральск-радио», ныне — редактор детской православной студии «Подсолнушки» при храме Смоленской иконы Божьей матери Первоуральска

Фото Анны Неволиной

На проводное радио Юлия пришла в 1997 году. Там ей выдали несколько устаревшую модель диктофона с микрокассетами и отправили на запись в школу.

— Куда, что там нажимать, я толком не знала, — вспоминает Юлия, — что-то там настроила, записала наудачу. Все получилось.

Несмотря на филологическое образование, Юлию на радио поразил большущий потрепанный словарь для дикторов советского радио и телевидения. Таких изданий она до прихода на радио не видела.

— Я пришла на радио в непростое время: люди месяцами ждали зарплаты, поэтому хотелось сделать что-то доброе, хорошее, — говорит Юлия Башкирцева, — вероятно, получалось. Может быть, даже больные с коек поднимались.

Юлия отмечает, что радио — это исключительно индивидуальная работа.

— Телевидение — это работа команды: снял плохо оператор, видеоинженер неправильно поставил картинку, тут хоть как голосом играй, — объясняет она, — на радио ты остаешься один на один со слушателем. Какую эмоцию вложил в свой голос, такую и получил слушатель.

Юлия Башкирцева рассказывает, что ее до сих пор узнают люди, которые знали ее как радиоведущую.

— Ведь радиоточки были везде: в квартирах, в больницах, паспортных столах, — вспоминает она.

Выходя к микрофону, Юлия всегда волновалась.

— Но как только начинала говорить, все проходило, — говорит Башкирцева, — это хорошо, что волнение есть, значит — есть куда расти.


Говорить с улыбкой

Оксана Токарева, экс-корреспондент «Первоуральск-радио», экс-ведущая «Интерра-FM», ныне — главный редактор телеканала «Интерра-ТВ»

Фото Анны Неволиной

Радийный путь Оксаны Токаревой начался в 2004 году.

— После института — по образованию я филолог — стала искать работу, меня никуда не брали, говорили, что стыдно выпускнику ВУЗа не иметь опыта работы. Поэтому я встала на учет в Центр занятости и ходила ставила печати по разным учреждениям, — вспоминает Оксана, — пришла и на «Первоуральск-радио». Там мне сказали, что мест у них нет, но они постараются что-то придумать.

Обаяние Оксаны настолько поразило секретаря-референта радио, что, как только открылась вакансия, она предложила ответственному редактору позвонить девушке.

На освоение новой профессии было дано две недели: Оксане под запись рассказывали, где какие кнопки надо нажимать, как монтировать сюжеты.

Свой голос в записи Оксана слушать не могла.

— Я даже как-то сравнивала свои первые сюжеты с теми, что я записывала, проработав уже несколько лет, — рассказывает Оксана Токарева, — такой визгливый, писклявый голос. А от регулярного говорения в микрофон тембр голоса меняется — становится более низким, грудным.

Многими радийными премудростями делились опытные коллеги:

— Главный секрет, чтобы голос был проникающим в душу: надо мысленно улыбаться, представлять что-нибудь приятное, — говорит Оксана, — добавить металла — это непонятно, а вот улыбаться во время говорения — легко.


С журналистикой рядом не лежала

Татьяна Ткачева, экс-корреспондент «Первоуральск-радио», ныне — управляющая первоуральским отделением «ВУЗ-банка»

Фото Анны Неволиной

Объявление о том, что на радио требуются дикторы, услышала свекровь Татьяны и предложила ей попробовать свои силы. Пробы оказались удачными, и с 2001 года Татьяна Ткачева начала работать на «Первоуральск-радио».

—  В моем представлении диктор был кем-то «а-ля Левитан»: вот таким вот голосом все рассказывает, читает готовый текст, — рассказывает Татьяна Ткачева, —  а оказалось, что мне надо было быть не просто ведущей, а корреспондентом. Причем, не было долгого вникания в работу, сразу прямые эфиры, а я с журналистикой и рядом не лежала, какие там прямые эфиры. Приходилось ходить, брать интервью, монтировать самостоятельно, вычищая из речи людей все охи-вздохи. Когда я начинала работать, мы монтировали еще на бобинах, больших таких магнитофонах. Было даже такое, когда человек неправильно ставил ударение в словах, мы в тексте, во всем интервью искали это слово, его копировали и вставляли в тот момент, где нам это слово было нужно. Мы всегда старались, чтобы речь тех, с кем мы общались, звучала красиво.

Случаи из радийной жизни Татьяна Ткачева вспоминает до сих пор:

— Никогда не забуду свой последний прямой  эфир перед уходом в декрет. На эфире был замглавы по финансам Михаил Попов. На улице стояла страшная жара, а в студии нельзя было ни включать вентилятор, ни открывать дверь. Ближе к концу эфира я стала понимать, что теряю сознание от духоты. Заменить меня никем уже нельзя, эфир идет. А мне настолько дурнехонько стало, что я легла на руки на стол. Лежу и думаю: «Все, приплыли». Огромное спасибо Михаилу Павловичу, он довел эфир,  попрощался со всеми, пошел,  нажал на кнопочку, выключил эфир. Потом стали проветривать студию, нашатырь мне принесли.


Радио никогда не молчит

Илья Чебурахин, редактор радиостанции «Милицейская волна. Первоуральск»

Фото Анны Неволиной

В соответствии с должностными обязанностями в эфир Илья выходить не должен. Но обстоятельства складываются так, что приходится. В эфире Илья Чебурахин с 2011 года.

В работе приходится совмещать все: и обязанности редактора, и радиоведущего. Оконченный УПИ и музыкальная школа — хорошее подспорье.

«Милицейская волна. Первоуральск» выходит в эфир с новостями четыре раза в сутки, с прогнозом погоды — ежечасно, по ночам — розыгрыши.

Новости Илья отбирает, руководствуясь собственным чутьем, обращая особое внимание на те, что будут полезны первоуральцам.

Первое время, садясь к микрофону, сильно волновался. Сейчас спокоен — сказывается опыт.

Во время работы случаются курьезы:

— Часто люди пытаются поздравить через нас Аллу Пугачеву, Бориса Моисеева, — смеясь, говорит Илья Чебурахин, — объясняю, что мы не можем сделать этого напрямую. Когда разговор заходит в тупик, приходится пообещать, что поздравлю.

Случаются  и накладки:

— Например, не тот текст пошел, вчерашние новости читаешь, — признается Илья, — но в большинстве случаев никто даже не понимает, что что-то пошло не так. Главное, чтобы радио всегда говорило, чтобы на нем что-то происходило. Радио никогда не молчит.