В ИКЦ при полном аншлаге прошел концерт органной музыки

Первоуральцы смогли услышать голландский орган и даже посидеть за ним.

Сотрудничество Инновационного культурного центра и Свердловской филармонии продолжает расширяться. В прошлом году, когда была запущена он-лайн трансляция концертов из зала филармонии, вопрос о живых выступлениях не стоял. Вчера виртуальный филармонический зал ИКЦ превратился в реальный.

 

Билетов больше нет

Свердловская филармония уже давно вышла за пределы Екатеринбурга: трансляции концертов в самых отдаленных населенных пунктах области, выездные концерты для школьников, а с 2015 года — «Передвижной органный зал».

Заместитель директора Свердловской филармонии по медиавещанию Ярослав Сартаков пояснил, что передвижной орган приезжает в города, жители которых активно посещают виртуальный концертный зал. Первоуральск — один из таких населенных пунктов.

— «Передвижной органный зал» — логическое продолжение виртуального концертного зала, — говорит Ярослав Сартаков, — трансляции готовят публику к восприятию органной музыки, формирует ядро слушателей.

Можно точно сказать, что такое слушательское ядро, готовое воспринимать классическую музыку в Первоуральске есть — все билеты на концерт передвижного органа были проданы.

Ярослав Сартаков считает, что популярность концерта органной музыки связана еще и с экзотичностью инструмента.

— Органная музыка в России популярна, потому что это — экзотика, — говорит он, — многие слышали этот инструмент только  в записи или не слышали вообще.

— Для нас орган — уникальный инструмент, — дополняет солист Свердловской филармонии, один из самых востребованных органистов страны Тарас Багинец,  — как с детьми ходят в зоопарк, так приходят слушать орган. А дальше все зависит от того, как прошел концерт. Если удается зацепить репертуаром, подачей, слушатель приходит снова.

Вместо труб — колонки

Органу, который посетил Первоуральск, лет пять-шесть. Весит он порядка 250 килограммов.

Пульт органа-путешественника выглядит точно так же, как и у его стационарных собратьев: клавиши в несколько рядов, кнопки и педали для ног. Вместо множества труб — колонки.

Сделали его голландские мастера. И «говорит» он голосом одного из старинных голландских органов.

Музыканты подчеркивают, что передвижной орган не следует путать с синтезатором и с электронным органом. И в том, и в другом звук инструмента синтезируется искусственно. У передвижного органа — совершенно другой тип звуковоспроизведения.

— Здесь — банк звуков, в котором записано звучание четырех тысяч труб настоящего органа. Нажатие клавиши мгновенно извлекает из банка нужный звук, поэтому слышно звучание реальных труб органа, — поясняет Тарас Багинец, — в некоторых моментах он даже лучше, чем трубный орган. Это — замечательный инструмент, он много дает исполнителю.

Чтобы перевозить инструмент, требуется грузовик и бригада специализированных грузчиков, которые знают, как правильно упаковать орган, как его закрепить в машине.

Чтобы установить орган на новом месте и настроить его, требуется несколько часов. На небольших площадках вполне можно обойтись без звукоусиливающей аппаратуры. В таких залах, как ИКЦ, без дополнительной техники не обойтись.

Выразительная спина

Как и обещали организаторы, программа концерта была очень легкой и доступной для восприятия публикой не очень подготовленной к слушанию классической музыки.

Произведения композиторов периода барокко, рубежа XIX-XX веков и, конечно, Иоганна Себастьяна Баха.

Орган показал первоуральцам всю свою мощь, красу и разнообразие. По велению Тараса Багинца он то грустил, то радовался, то представал в роли истинного короля музыкальных инструментов, то отходил на второй план, оттеняя звучание флейт Марии Маркуль (пикколо, чей «голос» напоминает пение пичужки, и большой оркестровой) и вокал Надежды Рыженковой.

Звучание органа действительно впечатляет: мощные, несколько потусторонние звуки, необыкновенные гармонии. Слышать звуки, которые слушают люди на протяжении нескольких сотен лет — это возможность ощутить дыхание времени.

Наблюдать за органистом — отдельный интерес. Увидеть его лицо можно только тогда, когда он выходит на поклон. Поэтому во время исполнения выражать эмоции приходится его спине. И, знаете, достаточно доходчиво.

В завершении концерта прозвучало, пожалуй, самое известное произведение Иоганна Себастьяна Баха для органа — токката и фуга ре-минор, которую можно было услышать в заставке к передаче «Человек и закон». Первоуральцы и до этого встречали громкими аплодисментами каждое произведение, а тут зал просто взорвался овациями.

— Очень понравилось выступление, — поделилась Римма Шуракова, — я такую музыку слышала только по телевизору. В живую — исключительно понравилось. Сходить на концерт меня убедила дочка, она же купила билеты.

— Признаюсь, что классику вообще-то не слушаю, — говорит дочка Риммы Шураковой Марина Протонина, — но тут увидела рекламу и захотела сходить. Порыв души такой. Всё очень понравилось. До этого была знакома только с произведением «Аве, Мария», другие услышала впервые.

После концерта все желающие могли посмотреть на передвижной орган поближе. В это время на все вопросы с удовольствием отвечала ассистент органиста Елизавета Игнатьева.

Как пояснил органист Тарас Багинец, двух одинаковых органов не существует. Поэтому музыканту необходимо найти контакт с каждым конкретным инструментом. Иногда на это уходит пара часов, иногда — несколько дней. Ассистент органиста Елизавета Игнатьева говорит, что музыканты с опытом осваивают орган достаточно быстро. Особенно если есть хорошая реакция. Оперативно с задачей справляются пианисты, поскольку они изначально привыкли читать нотные записи для двух рук одновременно. Чуть труднее приходится флейтистам, скрипачам и другим музыкантам, кто читает ноты только с одной строки.