Прекрасный Альби. Тулуз-Лотрек и Лаперуз

Блог журналистки Ольги Варгановой.

— Попутным ветром занесло меня в Альби (ударение на последнем слоге), что в прекрасном Лангедоке (историческая область на юге Франции). О Лангедоке я, конечно, слышала, в связи с поисками сокровищ тамплиеров и главного из них — Святого Грааля — на развалинах замка Монсегюр. А вот об Альби, к стыду своему, ни разу.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

А город древний, прекрасный, как песня трубадура, и по нынешним меркам достаточно крупный. В архитектуре преобладает испанский стиль. Узкие окна за глухими ставнями, монументальные двери, резной камень, ажурное чугунное литье, глухие дворики — патио — с пыльными пальмами в кадках и нежно журчащими фонтанчиками. Полное ощущение, что ты в прекрасной Андалусии, до которой отсюда — рукой подать.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

До полудня еще час — жара за сорок. Моря поблизости нет. Ветра тоже не наблюдается. Официанты в уличных кафе — в прилипших к спине белоснежных сорочках и сланцах — совершают сомнамбулические движения меж столами. Сыр на тарелках плавится (по-французски — фондю). Мозги от жары — тоже немного «фондю».

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Красивая дама бальзаковского возраста со старомодно-утончёнными манерами — с головы до ног увешана массивными драгоценностями, шляпа с опадающими полями, точёный испанский профиль, коралловая нить губ собрана в надменный узел. По всей видимости, представительница местной знати вышла на утренний моцион, который начинается с традиционной чашки кофе. Фамильные замки, виллы и резиденции местной аристократии в окружении прекрасных садов отражаются в ленивых водах реки Тарн, по древнему мосту через которую ходили когда-то рыцари, сегодня — их потомки.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Набрели на какое-то кафе (несколько столиков под платаном), называется (в переводе) «мастерская мороженого». Нигде не ела такого вкусного мороженого, как в Альби. Разве только в Риме, а итальянское «джелато» считается самым вкусным в мире.
Смотрю, везде на витринных стеклах местных питейных заведений — ресторанчиков и винных погребков — цитата художника Тулуз-Лотрека: «Je boirai du lait quand les vaches brouteront du raisin». На русский переводится: «Я буду пить молоко, когда коровы будут щипать виноград».

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Неожиданно выясняется, что художник-постимпрессионист, певец «Мулен Руж» и прочих кафе-шантанных заведений Монмартра, отпрыск уходящего в тысячелетнюю древность аристократического рода — граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек — родился в Альби.
Естественно, где-то должен быть музей художника…

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Понятно, мы тут же его разыскали. Правда, он оказался каким-то холодным, формальным. Только картины, наброски к ним, плакаты, афиши — ни одной личной вещи, милой забавной безделушки, что так трогает сердце… Проще было назвать его «самая большая в мире картинная галерея Тулуз-Лотрека».

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Пока искали музей, обнаружили собор. Колоссальный «катедрале» Альби. Завораживает своей мощью и монументальностью…

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Попутно выяснили, что Альби — родина еще одной знаменитости — мореплавателя Лаперуза, имя которого носит открытый им пролив между Сахалином и Хоккайдо. А здесь, в Альби, им названы практически все образовательные учреждения: начальная школа, лицей и колледж. Ну, правильно, не называть же их именем Тулуз-Лотрека, а то, пожалуй, ненароком школу можно попутать с борделем, в котором художник чувствовал себя вполне уютно, в чем не раз откровенно признавался.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

И за эти подаренные ему комфортабельные ощущения и воспел данное заведение на своих картинах. Хотя, может, в Альби и бордель имеется, имени Тулуз-Лотрека, но на туристической карте города он не обозначен, а другой в нашем распоряжении не имелось.
Сказать по правде, нас уже не хватило даже на музей Лаперуза. По причине жары. Дикой, несусветной, отупляющей. После полудня и до шести вечера здесь, в Альби, мозг вообще отказывается воспринимать какую-либо информацию. И до самой вечерней прохлады погружается в полуобморочную сиесту.