Савва Великолепный

Блог предпринимателя Алексея Елисеева.

— «Савва Великолепный» — именно такое прозвище дали Савве Ивановичу Мамонтову его современники. Предприниматель с большой буквы, российский промышленник конца XIX века, меценат. К сожалению эта фамилия известна не столько в кругах предпринимателей, сколько у людей искусства, художников и артистов. Имя Саввы Мамонтова напрямую связано с русским искусством.

Савва Мамонтов.

 

Центр художественной жизни

Будучи богатейшим человеком в России, железнодорожный магнат, предприниматель, этот человек все свое свободное время тратил на русские таланты. В своем имении Абрамцево он фактически приютил множество художников, которые впоследствии прославят русское искусство на весь мир. Бедствующие материально, никому не нужные таланты появлялись в жизни Саввы Мамонтова, которым он не только помогал деньгами, но и загружал работой. В конце XIX века имение Абрамцево фактически становиться центром художественной жизни России. Тут живут и работают такие художники как Антопольский, братья Васнецовы, Серов, Врубель, Нестеров, Поленов, Коровин и, конечно же, Репин. Именно здесь будет написан портрет дочери Саввы Мамонтова «Девочка с персиками» художника Серова.

Картина Серова «Девочка с персиками».

 

Даже приносила прибыль

После Савва Мамонтов создает в России «Первую частную оперу». В этой опере над декорациями и костюмами работают практически все знаменитые художники из Абрамцево. Мамонтов фактически вытаскивает из небытия композитора Мусоргского. Также в Опере приютил композитора Римского-Корсакова. В последние годы Оперы тут работал дирижером молодой Рахманинов. Также именно Савва Мамонтов нашел Федора Шаляпина и разглядел в нем величайший талант. С приходом Шаляпина оперная труппа даже в какой-то момент начинает приносить прибыль.

Федор Шаляпин.

Для всех этих творческих людей Савва Мамонтов в какой-то момент задумал построить здание в Москве. К сожалению, Савве Великолепному не удалось самому закончить этот проект, достраивали уже другие предприниматели, и это здание теперь имеет совсем иное предназначение. Наверное, те из нас, кто хоть раз бывали в Москве, видели невероятно красивое и шикарное здание гостиницы «Метрополь».

 

Железная дорога — за 6 лет

Так или иначе, но Савва Мамонтов был, в первую очередь, российским предпринимателем. После смерти своего отца Савва унаследовал его состояние и с подачи Чижова, тогда возглавляющего Московско-Ярославскую железную дорогу, становиться директором этого акционерного общества на правах крупнейшего акционера.

Начало этой дороги шло от Ярославского вокзала в Москве. В 1876 году Мамонтов выигрывает конкурс на концессию строительства Донецкой каменноугольной железной дороги. Абсолютно все считали утопией этот проект. Кроме Мамонтова. Он видел перспективу дать возможность Донбасскому угольному бассейну проложить дорогу к Мариуполю, где после можно построить порт, через который — производить отгрузки товаров на экспорт.

За 6 лет Мамонтов строит железную дорогу, невероятным образом Донецкая каменноугольная железная дорога становиться очень прибыльным предприятием.

 

Обещанного всю жизнь ждут

Далее Мамонтов начинает проект расширения Московско-Ярославской железной дороги, хочет дотянуть ее вплоть до Архангельска. Витте удовлетворяет его прошение, обещает государственные субсидии и ссуды. Также Витте добивается нескольких наград для Мамонтова. Савва Иванович параллельно со строительством дороги на Архангельск строит менее масштабные дороги, соединяющие Ярославль-Рыбинск, Москву-Савёлово, Иваново-Вознесенск-Тейково. Хозяйство расширяется до 200 паровозов, свыше 4000 товарных вагонов, свыше 400 пассажирских вагонов.

Сергей Витте.

Обещания Витте о выделении субсидий остаются обещаниями. В очередной раз на прошение Мамонтова Витте делает встречное предложение. Предлагает Мамонтову продать государству Донецкую каменноугольную железную дорогу при условии, если Мамонтов при этом заберет убыточный и обремененный долгами Невский завод в Петербурге. Мамонтов, особо не имея других возможностей, соглашается после дополнительных обещаний Витте о выделении кредитов на модернизацию завода.

 

«Доброжелательный» совет

Закончив строительство железной дороги до Архангельска, Мамонтов рассматривает следующий проект —  строительство железной дороги Петербург-Вятка. Витте самолично лоббирует о выделении концессии именно Мамонтову. В то же время денег, обещанных Мамонтову, так и не поступило. Мамонтов идет на  то, чтобы с акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги перевести порядка 6 млн рублей на счет Невского завода (в то время незаконный метод). Также для завода требовался металл. От этого же чиновника он опять услышал «доброжелательный» совет — приобрести Николаевский металлургический завод в Иркутской Губернии. Кроме того, Мамонтов еще в это время в Подмосковных Мытищах строит вагоностроительный завод (именно тот завод, который ныне выпускает поезда для российских метро). Находясь уже в отчаянном положении, Мамонтов снова обращается к Витте с напоминанием о его обещаниях.

 

Все отобрали

Витте в ссудах отказывает, ссылаясь на отсутствие в казне денег, но при этом советует Мамонтову обратиться в Петербургский Международный Банк к банкиру Ротштейну (этот банкир был теневым доверенным лицом Витте). Банкир покупает часть акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, тем самым попадает в совет директоров общества, а также выдает дополнительный кредит. Мамонтов одновременно финансирует реконструкцию всех заводов, а также концессию железной дороги Петербург-Вятка, все еще рассчитывая, что Витте сдержит государственные обязательства по финансированию строительства.

Мамонтов в итоге не может совершить выплаты банку, тут же министр финансов Российской Империи Витте объявляет о начале ревизии Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Далее Витте отзывает концессию на строительство железной дороги Петербург-Вятка. После Витте советует акционерам переизбрать правление акционерного общества, Мамонтова снимают с должности.

Следом на Мамонтова заводят уголовное дело за растрату денежных средств и садят в Таганскую тюрьму. Мамонтов проведет в тюрьме пять месяцев, только после этого будет объявлена сумма залога в 700 тысяч рублей, большую часть денег согласится внести Савва Морозов (выдающийся российский предприниматель тех времен). На следующий день следователь объявил новую сумму залога — 5 млн рублей.

Савва Морозов.

Дело Мамонтова носило невероятный общественный резонанс. В 1900 году состоялся судебный процесс над Саввой Мамонтовым, адвокатом был известный на всю страну Плевако. По итогам суда Мамонтов был одновременно и виновным, и оправданным. Все имущество и средства Мамонтова были конфискованы и пошли в уплату долгов, при этом в зале суда сам Савва Иванович был освобожден. Все железные дороги Мамонтова отошли в пользу государства за бесценок. По сути, стратегическая идея государства была реализована, поскольку Правительство рассчитывало полностью сосредоточить все железные дороги у себя в собственности. Каким-то образом руководить Мамонтовскими железными дорогами стали родственники министра финансов Витте.

Савва Иванович больше не занимался предпринимательством. Умер в апреле 1918 года. Гроб был выставлен на Ярославском вокзале, когда-то принадлежащем Мамонтову. Похоронен в имении Абрамцево. С приходом большевиков из имения Абрамцево был сделан государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник, который первоначально возглавила дочь Саввы Мамонтова.