Семейный бизнес Рябушинских

Блог предпринимателя Алексея Елисеева.

В отличие от других дореволюционных предпринимателей, Рябушинских практически невозможно рассматривать каждого в отдельности. Эта купеческая династия является монолитным единым целым, где каждый из Рябушинских только дополнял целостность фамилии.

 

С нуля до двух миллионов

Вообще, в дореволюционной России купеческое сословие считалось старообрядческим. Именно глядя на Рябушинских, начинаешь видеть старообрядчество как нельзя наглядно, и в тоже время — на некоем пределе. Например, почти невозможно себе представить глубоко верующего человека, одним из источников дохода которого является ростовщичество. А в Рябушинских это каким-то образом совмещалось.

Банк Рябушинских на Биржевой площади в Москве.

Основателем династии Рябушинских является Михаил Яковлевич, выходец из экономических крестьян, родился в семье резчика по дереву. Михаил, записавшись в купечество третьей гильдии, стал заниматься торговлей домотканым миткалем. Миткаль является полуфабрикатом для производства различных тканей, из него получают ситец, бельевые ткани муслин и мадаполам. Также миткаль используют для изготовления дерматина и клеёнки.

При пожаре 1812 года Михаил Яковлевич потерял всё. Только в 1824 году он снова записывается в купечество, торгуя сперва в арендованных лавках, затем выкупает их в собственность. В 1846 году в собственном доме Михаил Яковлевич открыл мануфактуру для выделки шерстяных и полушелковых материй. Еще через 10 лет открыл две мануфактуры в Калужской губернии. Таким образом за свою жизнь Михаил Яковлевич смог дорасти до купца второй гильдии и сколотить капитал в два миллиона рублей.

 

В десять раз больше

Самым способным из сыновей Михаила Яковлевича был Павел Михайлович, получивший домашнее образование, с 14 лет он уже работал в семейном бизнесе. Занимаясь закупом тканей для семейной торговли, Павел Михайлович часто ездил в Великобританию, где знакомился с технологией производства. Уже после смерти Михаила Яковлевича, будучи главой купеческой семьи Рябушинских, в 1869 году предложил своим братьям распродать все принадлежащие им объекты и на эти деньги купить крупную бумагопрядильную фабрику в Тверской губернии. Павел Михайлович сделал ставку на производство, в скором времени фабрика стала приносить доход.

Михаил Павлович Рябушинский.

В Вышеволоцком уезде, помимо приобретенной фабрики, Рябушинские строят с нуля еще ткацкую фабрику, красильную, отбельную и апперетурную фабрики. Суммарно все эти фабрики к концу XIX века составят существенную долю хлопчатобумажной промышленности Российской Империи.

Помимо производственного дела Рябушинских, Павел Михайлович активно занимается ростовщичеством, раздавая деньги под проценты. После Павел Михайлович вместе с единомышленниками учредил Московский торговый банк.

К концу своей жизни Павел Михайлович Рябушинский оставил своим сыновьям суммарный капитал практически в десять раз больший, чем ему оставил основатель династии Михаил Яковлевич. Капитал был разделен на паи в равной степени между восемью сыновьями. Директором-распорядителем дома Рябушинских становиться Павел Павлович Рябушинский. Помимо паев, Павел Михайлович оставил огромное количество долговых расписок, векселей, по которым Рябушинским должны были огромные деньги.

 

Более опасный противник

Итак, во главе семейства Рябушинских стал Павел Павлович. У каждого из братьев Рябушинских была своя роль в семейном бизнесе.

Павел Павлович занимался общественной деятельностью, политикой, возглавлял семейный банк Рябушинских. Именно ему принадлежат знаменитые фразы: «Костлявая рука голода» и «Народ-земледелец никогда не является врагом купечества, но помещик-землевладелец и чиновник — да».

Павел Павлович Рябушинский.

Издавал газету «Утро России». Был главой Московского военно-промышленного комитета и Биржевого комитета. Павел Павлович — один из немногих, сохранивших трезвый политический взгляд как человек, входивший в Государственный совет. И хотя он был в оппозиции самодержавию, тут же определил, что на смену самодержавию пришел к власти противник куда более опасный. Воодушевленный победой над царизмом с лозунгом «черного передела», предсказал крушение частнопредпринимательского строя. Павел Павлович на этом фоне перешел к активной поддержке внедрения в России военной диктатуры, в частности стал сторонником генерала Корнилова. Находясь в Крыму, когда уже произошла революция, совершенная большевиками, через некоторое время эмигрировал.

 

Собиратель икон

Имя Рябушинских гремело на всю страну, что же касается политического контекста — это было, в первую очередь, имя Павла Павловича. В контексте культурной жизни имя Рябушинских звучало благодаря Степану, Михаилу, Николаю Павловичам.

Икона Богоматерь Одигитрич Смоленская.

Степан заведовал текстильным направлением семейного бизнеса. Очень религиозный был человек, в доме, в котором он жил, была даже старообрядческая молельная. Степан Рябушинский был собирателем старообрядческих икон. По его заданию ездили по всей стране скупщики старинных икон. Степан собрал огромную коллекцию. За заслуги в деле сохранения древнерусского наследия Степан Павлович был избран почетным членом Московского археологического института. После революции 1917 года, когда Степан Рябушинский спешно эмигрировал, новые власти найдут тайник с иконами, которые в наше время можно увидеть в Третьяковской галерее (54 иконы из коллекции С.П. Рябушинского) и Историческом музее.

 

Первый автомобильный завод

Еще один из Рябушинских, Михаил Павлович, возглавлял Московский банк, после — инициатор строительства Московского автомобильного завода, коллекционировал живописные полотна. В его картинной галерее были картины Репина, Серова, Левитана, Рериха и т.д. После революции 1917 года новые власти случайно найдут тайную комнату с этими шедеврами, извлекут и передадут в Государственный музейный фонд.

Самый младший из Рябушинских, Николай Павлович, свое состояние растратит на меценатство. Уже намного позже, после революции 1917 года, в эмиграции, старшие братья Рябушинские шутили над Николаем: «Николай оказался самым умным в семье, разорился до революции и от национализации совсем не пострадал».

Павел Михайлович Рябушинский.

Во время своей предпринимательской деятельности братья Рябушинские значительно расширили семейное дело. Перед Мировой войной в 1913 году Рябушинские приобрели «Гаврилово-Ямскую мануфактуру», таким образом они вошли в льняную промышленность. Рябушинские эту мануфактуру значительным образом расширили.

К началу 1916 года Правительством Российской Империи была утверждена программа российского автомобильного производства. В России должны были построить шесть автомобильных заводов. Первый и единственный автомобильный завод взялись строить на свои средства Рябушинские. Строили завод по лицензии зарубежной компании «ФИАТ». Завод успел выпустить только несколько сотен грузовых автомобилей перед тем, как его национализировали после революции 1917 года. Это был завод, который впоследствии переименуют в «ЗИЛ» (завод им. Лихачева).

Сергей и Степан Рябушинские закладываю автомобильный завод.

Также Рябушинские основали в лесной промышленности несколько предприятий. Им принадлежали в России около 440 квадратных километров лесных массивов. Построили лесопильный и стекольный заводы. Приобрели Окулевскую писчебумажную фабрику. Практически все производственные активы, принадлежащие Рябушинским, существуют до сих пор.