465

«Крепостные» предприниматели

— Продолжая знакомится с дореволюционными предпринимателями России, хочу коротко остановиться на двух выдающихся представителях купечества. Эти два примера могут немного изменить представление об истории нашего государства у тех людей, которые очень смутно себе представляют устройство жизни в прошлом. Уникальность этих двух купцов-предпринимателей заключается в том, что они начинали свой путь, будучи крепостными.

 

Зачинатель маслобойного дела

Один из российских заводов по производству подсолнечного масла

Зачинатель маслобойного дела в России был крепостным крестьянином графа Шереметева Даниил Бокарев. В начале 1820-х годов Бокарева за какую-то провинность выслали в южные владения Шереметевых. Там Даниил Семенович на своем огороде засеял маленький участок подсолнечником. В то время подсолнухи считались такой же декоративной культурой, как гвоздики или маки. В конце лета Бокарев срезал шляпки растений и вышелушил их. Смастерил дома приспособление, куда порциями засыпал семечки. При помощи ручного молота он прессовал, а через желобок стекала густая светло-коричневая жидкость. Так был открыт способ получения растительного масла. На следующий год Даниил Бокарев засеял весь свой участок подсолнечником.

Через четыре года купец Папушин с разрешения графа Шереметева и при помощи Бокарева построил первый в мире завод по добыче подсолнечного масла. А еще через год Бокарев уже сам построил такой же завод. Следующие три поколения Бокаревых также занимались производством подсолнечного масла. К 1860 году в Бирюченском уезде, где жили Бокаревы, действовало уже около 160 маслобойных заводов. В год там производилось до 40 000 бочек масла, это свыше 14 000 тонн подсолнечного масла. До этого, в основном употреблялось оливковое масло, которое было под запретом во время поста, но церковь признала подсолнечное масло постным продуктом. Отсюда появилось его второе название — постное масло. Ныне в городе Алексеевка установлен памятник Даниилу Семеновичу Бокареву, зачинателю маслобойного дела в России.

Памятник Даниилу Семеновичу Бокареву

 

«Добрый дедушка» Гладин

Григорий Гладин

Другой выдающейся купец первой гильдии, строитель крупнейших транспортных проектов середины XIX века — Григорий Васильевич Гладин. Также был из семьи крепостных крестьян, торговал пряниками и калачами.

Гладин поступил десятником на строительство канала герцога Виртембергского, принимал участие в осушке земель немецких колонистов в Санкт-Петербурге и в разведении парка Царского Села.

Десятниками становились только опытные рабочие, отличающиеся знанием дела, сметливостью и хорошим поведением. Должность требовала грамотности, так как приходилось вести табель — счет отработанным дням — и рассчитываться с теми строителями, которые работали на условиях сдельной платы.

Англичане, заведовавшие работой, заметили Гладина. Они и посоветовали ему самому сделаться подрядчиком. Первым подрядом у Гладина стало устройство дока в военной Кронштадской гавани. Позже он берет еще один подряд на расширение и очистку Тверского (Вышерского) канала.

Канал Герцога Виртембергского

После Гладин строил Белозерский канал от Онежского канала, за эту работу его наградили Золотой медалью на Аннинской ленте.

Волго-Донская железная дорога

После Гладин строил часть Варшавской железной дороги, от Санкт-Петербурга до Динабурга, протяженностью в 500 верст. Строил шоссе от Киева до Брест-Литовска протяженностью 560 верст. Строил Нижегородскую железную дорогу, построил в Санкт-Петербурге Литейный и Сампсониевский мосты на Неве.

В 1837 году Григорий Васильевич Гладин выкупил на волю свое семейство, а потом и все свое родное село, в котором жило 150 человек. В строительной фирме Гладина число работников доходило до 30 000 человек. Рабочие его называли «добрый дедушка».

Комментарии 0

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.