492

Предприниматель века

— Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательстве участвовали все слои общества, даже князья и бояре. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси происходил от широкого развития кредитных отношений. В 1113 году князь Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничил величину процента, выплачиваемого по кредиту — не более 20% в год, тем самым ростовщичество было запрещено и всячески осуждалось.

 

Символ русского предпринимательства

Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. 43% всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью от 100 до 200 лет. 25% — свыше 200 лет. Поддержка государством предпринимательства с XVIII века шла по пути отмены ограничений. Если при Петре I еще существовали ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения разрешительных Указов на открытие предприятий. Количество промышленных предприятий только в XVIII веке увеличилось в России в 10-12 раз.

Но в 1918 году предпринимательство было запрещено. Из российской жизни был изъят элемент экономического развития. В 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более 100 000 предпринимателей. Символом русского предпринимательства была семья старообрядцев Морозовых.

 

Выкупился за 17 000 рублей

Родоначальником купеческой династии Морозовых является Савва Васильевич Морозов — он был крепостным крестьянином помещика Рюмина, работал пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим. Также был ткачом-кустарником, сбывал произведенный товар скупщикам в Москве, куда добирался постоянно пешком. В 1797 году открыл собственную шелкоткацкую мастерскую, к 1811 году в ней работало уже 10 ткацких станков, которые обслуживались 20-ю наемными работниками.

Никольская мануфактура.

К 1821 году Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями за огромные для него деньги — 17 000 рублей.

В 1823 году, уже будучи свободным, купил у своего бывшего помещика Рюмина часть земли на берегу Клязьмы в селе Никольское, где впоследствии будет построена главная Морозовская мануфактура. За 1820-1840-е годы Савва Васильевич Морозов с сыновьями создал четыре хлопчатобумажные фабрики, самая крупная из которых — Никольская. В середине XIX века Морозов стал крупнейшим производителем бумажной пряжи в России.

 

Третий центр

Уже в преклонном возрасте Савва Васильевич разделил между сыновьями принадлежащие ему активы. Основной актив — Никольская мануфактура — досталась младшему сыну Тимофею.

В 1886 году мануфактуру возглавил Савва Тимофеевич Морозов. С его приходом общий индекс роста Никольской мануфактуры за 25 лет составил 313%, при этом численность рабочих сократилась в 1,7 раза. Товарищество Никольской мануфактуры оказалось одним из самых успешных за весь период промышленного подъема XIX века в России.

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Морозов был мануфактур-советником, потомственным почетным гражданином, купцом первой гильдии, директором-распорядителем Никольской мануфактуры, членом московского отделения Совета торговли и мануфактур, председателем века в России, кавалер всякого рода государственных наград и орденов.

Никольская мануфактура.

В 24-летнем возрасте Савва Тимофеевич Морозов уже руководил промышленными предприятиями, где трудились более 30 000 человек. В 29-летнем возрасте стал выборным «Московского биржевого общества». Сразу после избрания он стал человеком, сдвинувшим с мертвой точки вопрос об установлении более тесных торговых отношений России с Балканскими странами. В период правления Саввой Морозовым Никольской мануфактурой, город Орехово-Зуево стал третьим центром в России после Москвы и Санкт-Петербурга по концентрации промышленного потенциала.

 

«Потомственное» меценатство

Морозовы прославились также меценатством и коллекционированием: Алексей Викулович создал музей фарфора, Иван Абрамович собрал коллекцию работ импрессионистов, которая ныне находится в Пушкинском Музее, Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ныне Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, был директором Русского музыкального общества, Варвара Алексеевна создала библиотеку-читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич создал музей кустарного искусства. А вот Савва Тимофеевич Морозов спонсировал создание Московского Художественного Театра основанного Станиславским и Немировичем-Данченко.

Комментарии 0

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.