Это — моё

Сегодня первоуральские дознаватели отмечают профессиональный праздник.

С самого детства Мария Аликина была уверена, что будет работать в милиции. Сначала хотела стать криминалистом, потом решила, что станет следователем. Пусть к мечте был долгим. Зато сегодня Мария дознаватель отдела дознания первоуральского ОМВД. В ее обязанности входит раскрытие уголовных дел: краж, причинения легкого вреда здоровью, повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, незаконный оборот оружия и других.

Цель — работать в полиции

К работе дознавателя Мария Аликина приступила в 2012 году сразу после окончания института.

Еще во время учебы девушка проходила практику в полиции:

— Первую практику я проходила в следственном отделе, выезжала на вызовы вместе со следственно-оперативной группой. Мне очень понравилось. Следующие практики я проходила уже здесь, в отделе дознания, — рассказывает Мария, — и утвердилась в мысли, что это — мое. Родные и близкие люди меня понимают и всячески поддерживают.

Не мужская работа

В отделе дознания из 15 сотрудников только один мужчина.

— Мужчинам надо куда-то ходить, двигаться. У нас они не выдерживают, — говорит Мария Аликина, — дознавателю требуется много терпения, усидчивости. У нас работа в основном сидячая — опросы, допросы, оформление процессуальных документов. Хотя, конечно, постоянно выезжаем на места преступлений, осматриваем места происшествий его, опрашиваем граждан.

Дознаватель — тот же следователь. Только занимается он раскрытием и расследованием преступлений категории небольшой и средней тяжести. А в остальном — все то же: осмотры мест происшествий, отобрание объяснений , допросы, сбор доказательств и , по окончанию расследования уголовного дела — составление обвинительного акта.

Если дело «темное», то есть подозреваемых нет, дознаватель составляет план следственно-оперативных мероприятий: поквартирные обходы, отсматривание записей с камер видеонаблюдения и прочее. Часть этой работы по просьбе дознавателя могут выполнить участковые полицейские или оперативные сотрудники. Для этого дознаватели оформляют специальные документы — поручения.

Радости и печали

Несмотря на то, что дознавателем Мария трудится уже пять лет, работа не превратилась для нее в рутину.

— Каждое дело — особенное. Ни одна история не повторяется, — говорит она.

Но, конечно, ощущения от работы несколько изменились.

— Не все преступления удается раскрыть, — признается Мария Аликина, — у меня их не так много, но они все-таки есть. По началу, я очень сильно переживала из-за каждого такого уголовного дела. Сейчас я понимаю, что этого делать нельзя. Тем более, что такие нераскрытые дела через какое-то время раскрывают опытные оперативники. Срок расследования уголовного дела, согласно УПК РФ, составляет 30 дней, если мы в этот срок не укладываемся, дело либо продлевается при наличии объективных оснований (экспертизы, большое количество участников судопроизводства и т.д.) либо приостанавливается на какое-то время для проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий и установления всех обстоятельств произошедшего, после чего вновь возобновляется производство по делу. И в процессе дальнейшей работы, раскрывая новые преступления, мы, бывает, раскрываем и приостановленные.

А вот чувство удовлетворения от раскрытых дел все то же:

— Всегда радуюсь, когда удается найти виновника преступления. Особенно приятно, если удается помочь возместить потерпевшим материальный ущерб, — признается Мария.

— Самое интересное в моей работе — это общение с людьми. Дознаватель обязательно должен уметь общаться, быть своего рода психологом, ведь без знания человеческой психологии не обойтись. Иногда приходится проявлять настойчивость, строгость. Но даже с подозреваемыми я всегда общаюсь корректно, чтобы они не совершили, потому что в любом случае они люди, пусть и незаконопослушные. Мария Аликина, дознаватель: