Юлия Хомякова: «Некоторым подросткам требуется даже стационарное лечение»

Начальник отдела по делам несовершеннолетних рассказала, как в Первоуральске борются с детской наркоманией.

Мы уже писали о том, как дети, не всегда понимая степень угрозы, становятся распространителями наркотиков.

Или ты сядешь, или тебя убьют, вот и все

В этот раз мы поговорили с Юлией Хомяковой, начальником отдела по делам несовершеннолетних, и узнали, как понять, что ребенок употребляет наркотики.


Акция «Семья без наркотиков» проходит дважды в год — весной и осенью. В ближайшее время полицейские и сотрудники других структур — управления соцполитики, управления образования, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений здравоохранения Первоуральска — проведут профилактику и напомнят подросткам и их родителям о вреде наркомании.

Отдел по делам несовершеннолетних проведет рейдовые мероприятия по местам скопления молодежи, проверку по месту жительства состоящих на учете, в том числе, замеченных в употреблении токсических, наркотических веществ и алкоголя. Кроме того, в школах Первоуральска пройдут профилактические беседы.

В преддверии акции на самые важные вопросы о детской наркомании ответила Юлия Хомякова.

— Юлия Сергеевна, сколько всего детей-наркоманов сейчас на учете в ОДН? Какого они возраста?

— Среди выявленных наркоманов 11 мальчиков и 4 девочки. Всего 15 человек. Младшему — 12, в основном детям от 15 до 17 лет. Дети из разных семей — и из благополучных, и из неблагополучных.

 

— 15 человек — официальная статистика. Сколько подростков может быть на самом деле зависимыми от наркотиков?

— Я думаю, что реальная цифра в десятки раз выше.

 

— Есть ли какие-то тенденции у подростков, употребляющих наркотики?

— В сентябре мы отметили рост числа несовершеннолетних, которые были доставлены в детскую больницу в состоянии наркотического опьянения. В некоторых случаях дело дошло до реанимации. Медицинская помощь была оказана своевременно, все выжили, но интоксикация организма у детей была сильная. Это пугает, потому что дети не понимают последствий. Употребляют в основном курительные смеси.

В прошлом году была тенденция — больше токсикоманов. В этом году только один токсикоман. Видимо, наркотики стали более доступными и дешевыми.

 

— Как, по вашему мнению, вывести ребенка из состояния зависимости?

— Должна быть комплексная работа. Всех детей и родителей мы убеждаем обратиться за лечением к специалистам. Родители, кстати, не всегда адекватно воспринимают это и говорят, что не пойдут к наркологам, потому что у ребенка в будушем могут возникнуть проблемы с получением водительских прав. Мы объясняем, что до прав может вообще не дойти, если не начать лечение детей. На сегодняшний день мы заметили, что родители стали направлять детей даже на стационарное лечение.

 

— Как родители могут понять, что ребенок попробовал наркотики?

— Родителям нужно смотреть, наблюдать, знать ребенка и общаться с ним. Во-первых, определите круг общения. Мы часто сталкиваемся с тем, что родители не знают, с кем их ребенок проводит свободное время. Кто его вовлек, кто предложил наркотик — отец и мать не могут сказать.

Во-вторых, ребенок пришел из школы — подойдите, поцелуйте. Вы почувствуете, пахнет от него или нет. Посмотрите ему в глаза. Насторожить также может заторможенность или, наоборот, повышенная активность ребенка. Много ест, много пьет — еще один вариант, который встречается в поведении тех, кто в состоянии наркотического опьянения.

Кроме того, если вы нашли в карманах вашего подростка свертки, кульки, бумажки — изучите их, они тоже могут навести вас на определенные размышления.

В-третьих, ограничьте доступ к сети интернет. Нельзя, чтобы ребенок со своего телефона мог зайти на любой сайт.

 

— Сколько всего преступлений совершили те, кто состоит на учете в ОДН в связи с наркотиками?

— 4 преступления, каждое — хранение наркотических веществ. Из них два — несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения.

 

— Получают ли подростки за хранение реальный срок?

— Лишение свободы для несовершеннолетних — крайняя мера. Мы не говорим про сбыт наркотиков, за это дети вполне могут получить реальную изоляцию от общества. Но, к счастью, ни одного факта сбыта наркотиков несовершеннолетними пока не выявлено.

 

— Лекции и другие виды профилактики — хорошо. Но, может быть, действеннее будет отправить детей в СИЗО на экскурсию?

— Все это было. Мы одно время практиковали экскурсии в СИЗО, но ожидаемого эффекта эти меры не возымели. Из действенных мер на сегодня — мы показываем наглядные фильмы, разговариваем на одном с детьми языке, чтобы они лучше усваивали информацию.