Наш корреспондент Марина Моденко на собственном опыте узнала, что такое дайвинг

У дайверов есть такая традиция: посвящать в свои ряды новичков после первого погружения, шлепая ластом по мягкому месту. Еще говорят, в ласт нужно водки налить и выпить.Помогли в этом специалисты Первоуральского дайв-клуба «Капер». Место для погружения выбрали особое — карьер «Лазурный» под Нижним Тагилом. Ехать до него из Первоуральска на машине часа два. Этот искусственный водоем имеет глубину 65 метров. Вода в этой выработанной шахте довольно чистая.
— Карьер назвали «лазурным», потому что вода в нем — голубая-голубая, — объясняет мне Дмитрий Мальцев, дайвер с большим стажем, — Особенно когда солнце выглядывает.

«Блин, холодно…»
Но солнце в это воскресенье, 5 июля, так и не выглянуло. С утра стояла пасмурная погода, дул прохладный ветер. Дождь сначала моросил, а потом и вовсе припустил.
— Блин, холодно… — учтиво заметил один из дайверов, подойдя к краю воды, согреваясь горячим чаем из термоса.
Погрузиться в карьер «Лазурный» приезжают аквалангисты со всего Урала — из Тюмени, Перми, Нижнего Тагила. В каждом из этих городов есть дайв-клубы. В них даже семейные подряды существуют: вместе с родителями погружаются и дети.
— Здесь вода холодная, и посмотреть под ней особо нечего, — говорит 12-летний Дима из Нижнего Тагила. — Так что сегодня на берегу посижу. Вот на Мальдивах вообще классно! Там очень красиво под водой: рыбки, кораллы…
— А я буду погружаться, — кивает 11-летний екатеринбуржец Коля из клуба «Навигатор». — Это уже далеко не первый мой дайв. Впервые погрузился, когда мне было восемь. С тех пор нырял уже раз тридцать … Так что не страшно.
«Если дети могут, неужели я не смогу?» — настраивалась я на погружение. Жутковато, если честно — первый раз нырять с аквалангом в карьер с холодной водой, не умея при этом даже плавать…
— Не волнуйся, я тебе все расскажу и покажу, объясню, — говорит Дмитрий Мальцев. — Главное — побороть страх. Не каждый может вот так сразу — на открытой воде — нырять.

Здоровье должно быть отменное
Изначально нужно ответить себе на вопрос: «Чего ты хочешь от дайвинга?» — говорят бывалые аквалангисты. Ведь это довольно экстремальный вид активного отдыха, связанный с риском для жизни и здоровья человека.
— Человек в воде не приспособлен жить, — объясняет Дмитрий Мальцев, первоуральский дайвер, проверяя баллоны с воздухом. — Вода, глубина вызывают желание бороться за выживание, противоборствовать опасной стихии. И в этой борьбе задействован весь наш организм. Если есть какие-то слабые места — на них и придется «удар». Слабое сердце, сосуды, органы дыхания, плохое зрение — далеко не полный список противопоказаний для погружения с аквалангом. Но не является запретом для пробного ныряния.
Тот, кто погружается впервые — без опыта, знаний, умений, — зовется «интером». Таких глубже, чем на 2-3 метра опытные дайверы и не поведут. Мне пришлось подождать, пока аквалангисты погрузятся сами, несколькими группами, так как поодиночке никто не погружается — нужна страховка, а потом Дмитрий начал готовить меня для первого погружения.

Вода теплее, чем воздух
Водолазные костюмы бывают двух видов: «сухой» и «мокрый». Первый надевается на теплую одежду, не пропускает внутрь воду, второй — на купальник, и промокает насквозь, но также сохраняет тепло человеческого тела.
Мне предстояло погружаться в мокром костюме. Он напоминает собою два комбинезона — один сплошной, другой — укороченный. По своей фактуре они — прорезиненные, весьма плотные. В них заправляются резиновые невысокие сапоги. Голову закрывает облегающий капюшон. На спину надевается жилет, к нему крепится баллон с воздухом. Весит эта «амуниция» килограммов десять — это еще мало, по словам дайверов. Плюс еще на талии — шестикилограммовый пояс с грузилами.
Водолазную маску надеваешь, предварительно прополоскав ее в воде, иначе будут стекла запотевать. На ноги — ласты. Между губами и зубами зажимаешь загубник — именно через него нужно вдыхать и выдыхать ртом воздух, «забыв» про нос.
В воду аквалангисты в ластах заходят постепенно, пятясь назад. Хотя можно и нырнуть с понтонов.
Вода оказалась теплее, чем воздух. Костюм и правда грел, однако, стоило зайти в воду по колено, влага хлынула внутрь. Кругом вода: под костюмом, вокруг меня, сверху дождь льет… Но мысль только одна — побороть страх и нырнуть.

Гидрокосмос
Спасательный жилет сдувается при помощи небольшого насоса, что позволяет уйти под воду. Вес акваланга в ней почти не чувствуется, вот только перевешивает иногда в ту или иную сторону. Мне все время казалось, что сейчас я завалюсь на одну сторону и буду беспомощно махать ластами, не сумев всплыть на поверхность. Ведь под водой ощущаешь себя неким космонавтом: невесомость, объемный костюм, баллон за спиной… Руками грести не нужно: передвигаться нужно медленно и плавно, избегая лишних движений, ведь каждое из них — это расход воздуха. А его в баллоне не так уж и много. У меня запас был рассчитан на полчаса, однако пробыла под водой я от силы минут пятнадцать.
Пузырьки воды шумно уходят от загубника вверх, на поверхность воды. Она будто стеклянная: видно, как капли дождя падают на ее гладь. Под нею — мутновато, но когда я успокоилась и согласилась отплыть дальше от берега, толща воды стала чище. Видны оказались камни, ил, песок на дне карьера, затопленные деревца… Хотелось прикоснуться к одному из них: тянешься, тянешься, а достать никак не можешь! Под водой все предметы кажутся близкими и большими, а на самом деле — они могут находиться на приличном расстоянии.

И эйфория!
Температура воды — 10 градусов. До берега — метров двадцать. Под ногами — два метра глубины. Чувствую, как начинают болеть уши. Даю Дмитрию, который все это время держал меня за руку, знак — большой палец руки вытянут вверх, кулак сжат. Это значит не «класс», а «всплываем». Палец, опущенный вниз, значит «погружаемся». Знак «о’кей» — у дайверов — это и вопрос, и ответ одновременно: «Нормально?» — «Нормально!».
— У тебя уши заломило, потому что давление воды начало ощущаться, — объясняет Дмитрий. — На глубине больше трех метров давление еще усилится: там барабанные перепонки могут лопнуть. Но дальше мы и не поплывем, тебе еще рано.
Чтобы быстро согреться, мне посоветовали побегать вокруг карьера — прямо в водолазном костюме, внутри которого еще булькала вода. И, правда, стало теплее. При этом я чувствовала неописуемую эйфорию… И начала жалеть, что погружалась так мало, неглубоко…
— Для первого раза это нормально, — успокоили меня опытные дайверы. — Важна не глубина, а сам факт погружения. На открытой воде, в карьере — это серьезный шаг. Следующий ты уже будешь делать, получив определенные знания, опыт. Если захочешь заниматься этим всерьез. А это становится понятно уже после первого погружения: дайвинг — твое это или нет.

Чтобы было, на что посмотреть
На карьере «Лазурном» есть, на что полюбоваться под водой: здесь сами дайверы — для себя любимых и новичков — сделали искусственные рэки. Рэк — это некий затонувший объект: корабли, машины, самолеты, военная техника.
На дно карьера специально был опущен кузов старого автобуса — он располагается на глубине семь метров, так же как и «Дайв-сайт», так называемый «Стол хакера», что напоминает собою офис: стоит стол с компьютером, телефон, факс. Если опуститься в карьер «Лазурный» на глубину 15-20 метров, можно посмотреть арт-галереи — заламинированные картинки на военную тематику, современное искусство. Еще глубже — 25-35 метров — находятся различные статуи (казаков, древнеегипетских богов и др.), а также затонувший корабль.