На выступление начальника Управления культуры Дмитрия Королева на очередном заседании городской Думы было запланировано 10 минут. Он уложился, но затем едва ли не дольше высказывались депутаты, недовольные зрелищностью, массовостью и дороговизной городских праздников. В результате Королева призвали «все-таки экономить» на мероприятиях, но и не отказываться от них совсем. Между тем, на Программу развитие культуры в этом году выделены весьма ограниченные средства, около 1 миллиона рублей: профинансированы только два пункта. Как сэкономить и вместе с тем не опуститься до тоскливого провинциального «массового гуляния»? Почему не финансируется Программа развития культуры? «Городские вести» задали эти вопросы Дмитрию Королеву.
— Дмитрий Михайлович, на последнем заседании Думы Вы докладывали о развитии культуры в Первоуральске. Все требования в Ваш адрес со стороны депутатов сводились к одному: вы сделайте нам не хуже, чем у других, но чтобы на этом можно было сэкономить. Как вы прокомментируете это пожелание?
— Сама забота депутатов о досуге горожан, их заинтересованность в массовости и доступности культурных мероприятий может только приветствоваться. Диалог, состоявшийся на последнем заседании, — не первый. И его нужно продолжать, быть может, с привлечением более широкого круга заинтересованных лиц.
Хотелось бы только отказаться от устойчивых стереотипов в восприятии культуры, как чего-то легковесного и самоорганизующегося. У нас даже в повседневном словаре этим словом называется все: от культуры поведения за столом до культуры животноводства. Поэтому когда заходит речь о культурном досуге, многим сразу приходит в голову: «А почему так скучно живем?». Есть артисты, готовые нести искусство в массы, есть благодарные зрители. Нужно лишь свести их вместе, что может быть проще?
На самом же деле любое интересное и зрелищное массовое мероприятие требует затрат: организационных, технических, финансовых.
— На заседании Думы рассматривали Ваши примерные сметы на проведение городских мероприятий. Они вызвали много вопросов…
— Управление культуры — не концертная организация. Мы не исчисляем сметы, а пользуемся расценками организаций, предоставляющих услуги по проведению массовых мероприятий. В расчетах, представленных на рассмотрение депутатов, мы использовали сметы городского парка. Именно потому, что ПКиО — муниципальное предприятие, и их сметы легко проверить.
Но дело ведь не в спорах о конкретных цифрах. Наша задача состояла в том, чтобы показать: любое мероприятие требует расходов. В первую смету мы попросили включить самые необходимые затраты на проведение 3-часового массового мероприятия в парке культуры и отдыха. Парк удобен тем, что там есть сцена и аппаратура. Но даже там необходимо оплатить транспорт, оформление сцены и установку оборудования, установку палаток для артистов и аппаратного центра, заплатить рабочим сцены и звукооператору, оплатить уборку и вывоз мусора и т.п. Вознаграждение артистам сметой не предусматривается. Предполагается, что их труд уже сам по себе является наградой. Общая сумма по первой смете получилась 52 тысячи рублей. Это минимум.
— Я даже боюсь спрашивать, сколько составляет максимум…
— Он существенно больше — 138 тысяч. Но сюда мы включили аренду профессиональной звукоусилительной и световой аппаратуры, словом, все то, что действительно обеспечивает высокий уровень проведения мероприятия.
— Председатель Думы Марина Соколова заподозрила завышение цен…
— Еще раз подчеркну, что все цифры достаточно просто проверить. Мы специально просили руководство парка обозначить наиболее стандартные виды затрат. К тому же этому муниципальному предприятию просто нет смысла завышать цены. Ведь привлечение горожан в парк за счет массовых мероприятий для них уже является выгодным.
— Городские мероприятия проходят не только в парке культуры и отдыха. Например, площадь — ведь ее наверняка заполнить проще, все-таки центр города?
— Да, там всегда собираются люди. Я не беру в расчет День металлурга, когда горожане приходят посмотреть на «звезд». В прошлом году, например, немало зрителей собрал автопарад, который проходил 1 мая. Это действенно: человек проходит мимо, слышит музыку, видит зрителей и сворачивает посмотреть. Площадь наполняется моментально. Парк такой способностью не обладает. На Дне молодежи в этом году ближе к вечеру площадка перед сценой была заполнена на треть.
— А ведь депутаты Вам это припомнили. Дескать, скучно там, на что смотреть-то?
— Сегодняшняя публика становится все более искушенной. Многие относятся с заведомым пренебрежением к концертным программам, в которых преобладают самодеятельные номера.
По-моему, зря. Живой звук и энергетика НЕфанерного концертного выступления намного богаче самой качественной цифровой записи. К тому же у нас в городе есть коллективы самых разных направлений, которые ни в чем не уступают профессионалам. Но нельзя всю программу строить только на них. Во-первых, наскучит зрителям, а во-вторых, возмутятся сами артисты: ну кому хочется бесконечно выступать «за спасибо»?
Зрителя тоже требуется заинтересовывать, воспитывать. А в жесткой конкуренции с интернетом и площадками Екатеринбурга сделать это непросто. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы мастера имели возможность чаще выступать на достойных площадках…
— А сил хватит, чтобы стремиться к идеалу?
— Мне кажется, в Первоуральске больше талантливых коллективов, нежели в других городах — судя по конкурсам, где побеждают наши артисты. К примеру, здесь высокий уровень хореографической культуры. То есть, когда-то это было заложено, сформировалась целая плеяда замечательных руководителей и педагогов, и пока мы пожинаем плоды. Но уже в этом году мы отказались от проведения в Первоуральске хореографического фестиваля «Данс-Парад». На фоне кризиса у коллективов возникают проблемы с поездками на фестивали и конкурсы в другие города. Сохранится ли в таких условиях тяга к творчеству у подрастающего поколения, будет ли обеспечена преемственность? Это большой вопрос.
— То есть, может случиться так, что мы в одночасье лишимся своих культурных традиций просто потому, что их некому будет продолжать?
— Во всяком случае, такую угрозу нельзя не учитывать. К тому же процессы в культуре носят нелинейный характер. Творческая энергия — не заряд в аккумуляторной батарейке. Нельзя сказать: я еще немного попользуюсь, а потом заряжу. Процесс может принять и обвальный характер: сегодня все хорошо, а завтра из творчества уходит один, другой, третий… Не хотелось бы допустить подобное.
— В своем докладе Вы говорили о Программе развития культуры. В этом году деньги есть только на два пункта: оплата аренды ведомственным учреждениям и формирование книжного фонда. Причем, на последнее решено направить 500 тысяч рублей. Почему выбраны именно эти пункты?
— На самом деле, в Программе учтен далеко не весь бюджет культуры городского округа. Большая часть расходов идет не по Программе развития, а в рабочем порядке. Что же касается оставшихся пунктов, то дело тут в том, что другие направления оказались неподъемными в условиях кризиса. В текущем году мы сильно сократили затраты на ремонт наших учреждений. Но такая же ситуация сложилась и в образовании, и в здравоохранении. Мы не в лучшем и не в худшем положении.
А формирование книжного фонда включено в областную программу, и чтобы получить деньги из областного бюджета, мы должны заложить равную сумму в муниципальную программу развития.
— Закономерный вопрос: а что если привлечь меценатов?
— Мы сотрудничаем со спонсорами. Без их помощи многие творческие коллективы просто не смогли бы существовать. Нередко мы пишем обращения в поддержку тех или иных культурных проектов и часто находим эту поддержку. К тому же, в городе действует благотворительный Фонд «Первоуральск — XXI век». Его гранты нередко достаются и творческим коллективам. Ну и сейчас на стадии формирования, я полагаю, сообщество малого бизнеса, в которое войдут люди, заинтересованные в живом и интересном искусстве. Именно сейчас проходит выставка-конкурс «Красота лета», уникальный проект, когда работы профессионального фотохудожника Александра Галицких будут продолжены в художественном творчестве детей. Ее поддержали малые предприниматели. У меня большая надежда, что это только начало, а продолжение последует.