Шпрехен зе инглиш

Валентина СалаутинаВалентина САЛАУТИНА, корреспондент «Городских вестей»:

Французский дипломат Шарль Морис Талейран еще в конце 18 века сказал: «Хороший дипломат импровизирует с тем, что следует сказать». В субботу, 12 июля, открывающий Сабантуй мэр Первоуральска Максим Федоров сымпровизировал: заговорил по-татарски. Слову «Исэнмесез!», что переводится как «здравствуйте», аплодировали так, словно мэр пообещал прибавку к зарплате, никак не меньше.
Федоров, конечно, не первый. Лидеры городов и государств вновь начали уделять недюжинное внимание языкам: чтобы вызвать уважение или уважить других. И невольно гордость берет — ишь чего могут!
Вот, в июне президент США Барак Обама обратился к арабам в Египте. Президента слушали с пиететом: потому что, поднявшись на трибуну Каирского университета, он обратился к студентам и преподавателям по-арабски — «ассаламу алейкум!», что значит, «мир вам!». И сразу стал ближе слушателям: словно сидел с ними за одной партой и вместе обедал в университетской столовке.
Свое «ассаламу» в свое время сказал Путин в Бундестаге: немцы аплодировали едва ли не стоя. Он и сейчас регулярно демонстрирует филигранное владение немецким. И английский взялся учить. Последним до Путина только Ленин так публику умилял: в 1920 году на Конгрессе Коминтерна читал доклад на немецком.
А сейчас вообще сложно представить успешного человека, не владеющего хотя бы в минимальном объеме английским языком. Границы давно открыты. Это советские лидеры за рубежом бывали нечасто, а нынешние, как Фигаро — то здесь, то там. К тому же, английский как-то унифицирует отношения. И очень гордишься за свой народ: общение без переводчика — это все-таки высший пилотаж. И наши могут. Хорошо. Так что недаром наш Путин учит инглиш.
Но, опять же, в СССР было 15 республик, государственным и обязательным для всех языком был русский. То есть, изучать «местные» инъязы вождям было не нужно. А в нынешней России живет почти 180 народов, многонациональность даже Конституцией закреплена. Язык, понятно, достояние каждого из них. Так почему бы нашим лидерам — из политкорректности, из вежливости или из уважения — не освоить азы хотя бы основных? Например, татарский? По своему количеству татары в России на втором месте после русских… Ан-нет, на татарском только Минтимер Шаймиев шпрехает (кстати, по-русски и по-немецки он тоже говорит неплохо). А «верховным» — им как будто все равно. Как будто все еще в союзе, и раз Россия, то сначала — русский, а потом все остальное.
Радиостанция «Эхо Москвы» после выступления Обамы провела опрос: «На каком языке должен публично говорить лидер государства?» Большинство проголосовавших ответили, что ему положено ориентироваться по ситуации. Наш мэр сделал это 12 июля.

Кстати, про Обаму пишут, что он готовился к каирской речи несколько недель, и «ассаламу алейкум» был частью программы — этакой пряной ноткой в оформлении политического фреша американского президента. Про Федорова не знаю: специально ли готовился, выспрашивая у знатоков тонкости произношения, а может, уже вполне себе владеет языком. Но вышло у него, судя по реакции слушателей, как надо. И английский даже не понадобился.