260 шамбо в поселке Кузино переполняются нечистотами

В Кузино нет очистных сооружений и системы канализации. Все дома в поселке оборудованы шамбо — сливными ямами, которые вычищаются из рук вон плохо. Жители утверждают, что проблема шамбо стара как сам поселок, но в последние месяцы жидкие биологические отходы грозят буквально выплеснуться на улицу.

Единственная ассенизаторская машина осуществляет только три рейса в день — на 260 выгребных ям
Единственная ассенизаторская машина осуществляет только три рейса в день — на 260 выгребных ям

Машина-ассенизатор спешит в детский сад №6 на ул.Луначарского, 29 словно «скорая» — переполнилась выгребная яма. Если поблагозвучней, то это — шамбо. Водитель опускает «хобот» в люк, дети сбегаются к ограде посмотреть, воспитатели довольны: никому не хочется дышать запахами переполненного шамбо.

— Проблем у нас с очисткой ямы нет, наши заявки выполняются в первую очередь, — говорит заведующая детским садом Любовь Салыгина. — Но как у жителя поселка, у меня, конечно, проблемы. Могу сказать по своему дому на Луначарского, 38. Если я делаю заявку, то она выполняется в течении недели, да и то, если машина в исправном состоянии. Бывает, что запах стоит около дома, когда яма переполняется. Я на втором этаже живу, поэтому в туалете у нас нечистоты не стоят, а на первом — да-а… Даже в подъезде запах. Сколько живу в Кузино, это наша извечная проблема.

В Кузино 260 выгребных ям. В данное время почти все они переполнены или переполняются жидкими биологическими отходами.

— Три рейса за день, больше не получается, — водитель-ассенизатор компании «Домоуправление» Николай Яскин садится в кабину. — Всего выделяется 40 литров бензина в день, на рейс уходит 13 литров, возим в Новую Утку, а до нее 20 км. Когда горючее было, делали по пять-шесть рейсов. Денег нет… Вообще-то, у нас три машины. Но одна без колеса стоит, не на что колесо купить. Один водитель в отпуске, я вот езжу…
— Три рейса за день, больше не получается, — водитель-ассенизатор компании «Домоуправление» Николай Яскин садится в кабину. — Всего выделяется 40 литров бензина в день, на рейс уходит 13 литров, возим в Новую Утку, а до нее 20 км. Когда горючее было, делали по пять-шесть рейсов. Денег нет… Вообще-то, у нас три машины. Но одна без колеса стоит, не на что колесо купить. Один водитель в отпуске, я вот езжу…

Три рейса. По нужде ходят 3600 жителей. Каждую яму надо опустошать не реже одного раза в три месяца.

Компания, которая обслуживала шамбо два года назад, обанкротилась. Ей на смену пришло «Домоуправление», но положение кардинально не улучшилось.

— С вывозом бывает по две недели ждем, пока приедут, — говорит жительница дома №16 по ул.Вишнякова, председатель ТСЖ Ирина Мальцева. — Первый этаж, в унитазах все стоит, не смывается. Вонь! Сейчас платим за вывоз ЖБО восемь рублей в месяц, я согласна платить больше, только бы вывозили!

— Сейчас идет выжимание денег из населения со стороны «Домоуправления», — считает начальник администрации поселка Кузино Николай Ерохин. — Позвонят жители: мол, наличкой заплатим — они приезжают. Люди постоянно жалуются.

По словам главы, лучше бы с функцией очистки справилась компания «Западные окраины», которой и надо все передать — оставшуюся технику, тот же «КамАЗ» без колеса. Директор «Западных окраин» принять подобное наследство согласен при условии обновления парка и четкой оплаты со стороны администрации городского округа Первоуральск. 5% стоимости вывоза жидких отходов оплачивают жильцы, остальное — городской бюджет.

Решить проблему может только городская администрация. Уже прошло несколько собраний, где присутствовали, в частности, Николай Ерохин, заместитель главы по ЖКХ Александр Черных… Но шамбо все такие же полные.

Ситуация усугубляется тем, что двухэтажные бревенчатые и каменные дома в Кузино — довоенной и послевоенной постройки. Средний возраст зданий — 60-70 лет, есть и за 80. Ямы возрастом подстать домам. И построены они из материалов, которые назначению шамбо не соответствуют — из шпал. Спустя столько лет шпалы эти напрочь сгнили, и теперь дома, где снизу нет изоляции, буквально плавают в фекалиях. Гниют полы, грибок. Даже в детских садах, куда ассенизаторы выезжают в первую очередь, отходы переливаются из одной разрушенной ямы в другую.

Детские сады спасают в первую очередь. Остальных — как получится
Детские сады спасают в первую очередь. Остальных — как получится

Если яма переполнится, то скоро отходы жизнедеятельности человека потекут по улицам. Скоро ударит минусовая температура, а потом и морозы. И что тогда — много новогодних горок-шамбо?

— Сейчас всем ясно, что без очистных сооружений Кузино жить не сможет, — говорит Николай Ерохин.

А пока сливные ямы ремонтируют «Западные окраины». В этом году отремонтируют двенадцать.

КОММЕНТАРИИ

Василий Данилов, директор «Западной окраины»:

— Мы согласны обслуживать шамбо, если будут соблюдены два условия. Во-первых, решена проблема финансовая. Население платит 5% от этих расходов, и не может завтра перейти на 100% оплаты. Но и мы не можем работать бесплатно. Должно быть софинансирование со стороны города, хотя бы 90% затрат. Во-вторых, техника. Ее недостаточно. С поселка надо вывозить ежегодно 6000 кубометров отходов. Имеющаяся на сегодняшний день техника может вывозить только 32 тысячи. Одна машина — и то достаточно хорошо изношена и половину времени стоит на ремонте.

Я выходил на администрацию Первоуральска с этим вопросом еще в ноябре прошлого года. Прошло несколько совещаний. Но ничего не решено. На уровне сельских территориальных управлений эта проблема не решается.

Поселок сегодня заброшен напрочь. Раньше жилой фонд принадлежал Российской железной дороге. Во время передачи поселка в 2003 году в собственность управления имущества Первоуральска были дополнительно поставлены условия железной дороге, чтобы передана была не только техника, но и дополнительно 20 млн рублей на строительство очистных сооружений, ремонт сливных ям или покупку техники. Город деньги взял, но средства были израсходованы не на поселок. Я считаю, что город должен выделить эти деньги на нужды Кузино. Да, тогда был Вольф, сейчас — Федоров, но есть же преемственность власти!

Железной дорогой был сделан проект очистных сооружений рядом с Кузино, этот проект есть в архивах проектных организаций, им и надо заниматься. Надо строить и центральную канализацию, тем более что в архиве железной дороги есть проект, делался он в 90-х годах.

Я написал докладную в санэпидемнадзор, чтобы они выехали в Кузино с инспекторской проверкой эпидемиологического состояния поселка.

Что касается «Домоуправления». Владелец компании Александр Киселев использует деньги, которые выплачиваются из городского бюджета, не по назначению. На сегодняшний день из бюджета ежемесячно выплачиваются компенсации: по этому году «Домоуправление» не получило средства только за август, а за июнь — 171 тысячу рублей, за июль — 190 тысяч. В поселке ситуация катастрофическая, но эти деньги Киселев тратит на содержание своего аппарата и на собственные нужды.

Дмитрий Качин, депутат Гордумы Первоуральска:

— Как выход: выделение денег из городского бюджета на три машины, а также выделение денег на совместные проекты администрацией и управлением железной дороги. Эти расходы будут заложены в бюджет 2010 года. В этом году были заложены деньги на непосредственно вывоз ЖБО и ремонт шамбо. На первое полугодие — около 3 млн. И на второе — столько же. Но эти деньги так и не были выделены. Мы заходили в дома — на первых этажах дышать нечем.

Александр Киселев, директор компании «Домоуправление»:

— Почему не вывозим? Сколько нам выделят средств, на столько мы и работаем. Нам снизили норматив вывоза на 50%. То есть, оплачивают половину работ, но и за это не рассчитываются. В прошлый год городская администрация не доплатила компании 1,5 млн рублей. В этом году идут задержки по выплате. Например, за август деньги мы не получили. Передать право вывоза компании «Западные окраины»? Мне не платят, так же не будут платить и им. Вся проблема в администрации Первоуральска: не производится оплата за выполненную работу.

Николай Ерохин, начальник администрации поселка Кузино:

— Ранее отходы вывозили на свалку рядом с поселком. Была своя технология захоронения. Открытая яма наполнялась и засыпалась, делалась новая. Естественная утилизация. Потом усилили санитарные нормы. Свалку закрыли. Площадки временного складирования того же мусора тоже нет. Возить мусор на ТБО за 50 км — это какие же расходы! Вот и лежит мусор в лесу. ЖБО тоже возим за десятки километров.