Первоуральские коммунальщики получили втык от общественников за плохие дороги

Состояние дорог Первоуральска в очередной раз стало поводом для громких заявлений. На последнем заседании общественного совета сопредседатель общественного движения «Моя Родина — Первоуральск» Дмитрий Логиновских обвинил руководство МПО ЖКХ в бестолковом расходовании бюджетных средств, выделенных на ямочный ремонт. Коммунальщики, в свою очередь, заявляют, что если бы не меры, которые они предприняли, социального взрыва избежать было бы крайне сложно.

«Они тупо осваивали деньги»

Уже на протяжении несколько лет, по словам Дмитрия Логиновских, его, как общественного деятеля и автомобилиста, возмущает состояние городских дорог.

Подъезды к талицкому путепроводу дорожники МПО ЖКХ обработали фрезой, но пока так и не доделали до конца
Подъезды к талицкому путепроводу дорожники МПО ЖКХ обработали фрезой, но пока так и не доделали до конца

— Несколько лет назад мы проводили митинг по поводу состояния дорог, — рассказывает Дмитрий. — В прошлом году мы с ребятами с интернет-портала сделали замеры дефектов дорожного полотна, что позволило бы оценить, по крайней мере, какие потребуются средства, и что необходимо для того, чтобы дороги в городе стали более-менее нормальными. А в течение этого лета, пока велись все работы, точнее, создавалась их видимость, мы проезжали и смотрели, как ремонтируются наши дороги.

На вопрос нашего издания, что конкретно вас не устраивает в ремонте, который проводят специалисты МПО ЖКХ, Дмитрий отвечает: «Вообще ничего!»

— Работники МПО ЖКХ не соблюдают технологию, не придерживаются ГОСТов, пользуются материалами сомнительного качества, — утверждает Логиновских. — Между тем, они за лето освоили 8,5 млн рублей на ремонт дорог. А вот первоуральскому дорожному строительному управлению (ДСУ), которое возглавляет Эдуард Геворкян, дали только 2 млн 81 тысячу рублей. То есть, за 2 млн они закатали практически все крупные недостатки. А что сделало на свои 8,5 млн МПО ЖКХ? Оно просто тупо осваивало деньги.

«Стало только хуже»

В качестве примера «тупого освоения» бюджетных денег Дмитрий Логиновских приводит такой случай:

— В июне мы убили один день на то, чтобы последить, как работает дорожная бригада МПО ЖКХ. Обнаружили мы их часов в 11 в Шайтанке. Они высыпали асфальт в три ямы и ждали, когда туда приедет каток. Приехал каток, мы начали снимать на телефон. Они быстро собрались и уехали. Через час мы их нашли у кладбища. Они уже там делали вид, что работают. Мы опять начали снимать. Они остановились. Бочка куда-то уехала. Спрашиваем, куда бочка уехала? Говорят, у нас эмульсия кончилась. Я говорю, так вы ее даже не сливали, у вас краник сухой. Отвечают, а мы ее ведрами достаем. Потом приехала бочка, стали лить что-то, соляркой воняло. Явно не эмульсия. И снова стали укладывать квадратно-гнездовым способом этот асфальт. Там, где была ямка, стал бугор. Хотя по ГОСТу точка сопряжения должна практически в ноль выходить. А раз есть неровность, там скапливается вода. Когда проходит машина, получается гидравлический удар. То есть, оттого, что они отремонтировали, стало только хуже. Ни разуклонки, ни обработки битумом, ни четкого сопряжения. Вот и получается, что они в июне закатали, в июле от этого асфальта уже ничего не осталось. А деньги-то освоили!

Геворкян и МПО ЖКХ — небо и земля

Между тем, качество работ первоуральского ДСУ также вызывает неоднозначную реакцию. По крайней мере,  у городских властей и депутатов каждый год возникает масса вопросов к руководителю данной компании. Например, депутат Юрий Попов, сам много лет практиковавший ремонт дорожного полотна,  неоднократно подвергал жесткой критике результаты работы этого предприятия.

Но конкурс есть конкурс, и по его условиям компания, предложившая наиболее выгодные условия (читай: запросившая наименьшую оплату собственных услуг) получает право подписать муниципальный контракт. В этом году в очередной раз конкурс выиграл Эдуард Геворкян.

Хотя Дмитрия Логиновских работа этой компании вполне устраивает:

— Мы с группой из движения и общественного совета выезжали и смотрели, как закатывает асфальт Геворкян. По сравнению с МПО ЖКХ —  это небо и земля. Обрабатываются все кромки, проливается битумом — не знаю, какого качества битум, не знаю, тот ли это битум, но проливается. Укладывается асфальт асфальтоукладчиком, тщательно укатывается. А вы посмотрите, как сегодня на проспекте Космонавтов МПО ЖКХ осваивает котировку на 500 тысяч рублей — ни уму, ни сердцу. Весной там будет то же самое, потому что и асфальт плохой, и битумом основа не обрабатывается, и закатывают абы как. Вот сейчас одна из отфрезованных поверхностей закатана в  половину. По технологии, сейчас, чтобы продолжать, они должны кромку подрубать, новый асфальт закатывать, обрабатывать битумом, а они этого ничего делать не будут. Соответственно, куски асфальта выпадут так же, как на Старотрубном.

Летом за счет бюджета ремонтов не было

На все наезды в свой адрес у коммунальщиков есть контраргументы. Например, что касается суммы, неоднократно озвученной Дмитрием Логиновских — 8,5 миллионов рублей, выделенных, как он утверждает, на ремонт дорог. По словам Дмитрия, именно эта сумма значилась в справке, предоставленной Управлением ЖКХ и строительства.

— Эта сумма была выделена нашему предприятию на целый год на общее содержание дорог, — объясняет директор МПО ЖКХ Николай Макаров. — Сюда входит уборка снега, борьба с гололедом, уборка мусора, содержание остановочных комплексов, пешеходных переходов, светофоров и многое другое — то есть, очень обширный объем работы. Из этих денег на ямочный ремонт было заложено всего 785 тысяч рублей. Работать мы закончили в мае, летом ничего не проводилось. Общественники могли контролировать только работы, которые МПО делало за счет собственных средств, то есть для города это вышло абсолютно бесплатно. Ямочный ремонт, который мы проводили в рамках благотворительности, — засыпка щебня с битумом. Такая технология применяется в аварийных экстренных работах, связанных с необходимостью нормального движения по дорогам.

Директор МПО ЖКХ Николай Макаров: «Меня вообще радует, что у людей есть тяга к благоустройству. На дню приходится часто общаться с теми, кто просто мечтает увидеть наш город красивым. Но вот с господином Логиновских мне не доводилось встречаться и общаться ни разу…»
Директор МПО ЖКХ Николай Макаров: «Меня вообще радует, что у людей есть тяга к благоустройству. На дню приходится часто общаться с теми, кто просто мечтает увидеть наш город красивым. Но вот с господином Логиновских мне не доводилось встречаться и общаться ни разу…»

По словам Николая Сергеевича, материалы у него, по крайней мере, вопросов не вызывают:

— Асфальт и битум мы покупаем у свердловского ДРСУ, это наш давний партнер. Поэтому я уверен, что качество материалов у него нормальное. К тому же ДРСУ пользуется тем же асфальтом. Я не думаю, что специально для нас они будут делать какой-то некачественный асфальт. Если у общественников есть вопросы по качеству, пусть делают вырубку, везут асфальт на анализ. Тут я спокоен.

По технологии Николай Сергеевич тоже готов поспорить. Говорит, что все правила укладки асфальта его работники соблюдают. Другое дело, что, действительно, весенний ямочный ремонт проводился без участия фрезы. Почему? На этот вопрос отвечает бывший директор предприятия, ныне — начальник УЖКХиС Александр Макаров:

— Весной мы посчитали ямы, их было порядка 2000. Если бы мы их взяли под фрезу, то площадь асфальтирования увеличилась бы в разы — технология такая. А нам денег выделили на ремонт всего лишь 1000 м2. С фрезой мы бы вместо 2000 ям залатали только 100. Нам бы даже центр города не  удалось закатать. Поэтому я принял решение работать без фрезы. До сих пор уверен — это было правильное решение.

Мы закатали все 2000 ям

Второе правильное решение, по мнению Александра Макарова, принятое им в условиях жесточайшего дефицита денежных средств и огромного объема работ, — выбор холодного асфальта. Несмотря на критику со стороны руководителей города, Александр Васильевич утверждает, что по-другому в тот период работать было нельзя.

— Вспомните, когда у нас в этом году растаял снег? — спрашивает Александр Макаров. — 30 марта. И уже в начале апреля все начали орать: дорог нет, власти молчат, надо что-то делать. А что делать, если ни один асфальтовый завод в округе Первоуральска просто не работал — не сезон! Единственный завод, наиболее близкий к Первоуральску, это екатеринбургский ДРСУ, который начал делать только холодный асфальт — он подвергается транспортировке, и долгое время не застывает.

О данной технологии мы уже рассказывали нашим читателям («Городские вести» №13 от 30.04.2009). Выбор в пользу холодного асфальта был сделан потому, что горячий нужно уложить в течение двух-трех часов, потом он застывает и крошится. Транспортировка даже из Екатеринбурга, учитывая пробки, занимала гораздо больше времени.

— Мы бы просто привозили кучу щебня и выбрасывали его, — говорит Александр Макаров. — Кроме того, его надо класть все-таки под фрезу, а это еще потери. А сегодня я могу показать каждую заплатку, которую мы сделали холодным асфальтом — она на месте. Даже если рядом образовалась яма, заплаты держатся. И будут на месте до следующего года точно.

Именно благодаря этим решениям, по мнению Александра Макарова, автомобилисты все лето проездили по относительно нормальным дорогам:

— Возможно, были неровности, но все 2000 ям в городе мы закрыли. Сейчас вскрываются не те места, которые мы ремонтировали, а тем, где покрытие старое. Если бы мы до июля ждали, когда откроется первый асфальтовый завод нашего города, то у нас народ бы стал требовать смены власти, а в вашей газете были бы опубликованы истинные слова в адрес всех, кто должен отвечать за дороги. И уверяю, это были бы далеко не слова благодарности…

Главе дали рекомендации

Встретиться «обвинителю» Дмитрию Логиновских и «обвиняемому» Александру Макарову пока не довелось, хотя и тот, и другой утверждают, что готовы к этому. Но общественники по какой-то причине даже не пригласили начальника УЖКХиС на свой совет, предпочтя, получается, высказаться за глаза.

Все рекомендации в письменном виде общественного совета по улучшению ситуации получил глава города Максим Федоров.

—Там 11 позиций. Основное и самое первое — это провести круглый стол, — говорит Дмитрий Логиновских. — И привлечение общественности для контроля над выполнением и принятием работ по ремонту дорог. Мы считаем, для того, чтобы иметь карту с описанием каждой ямки в городе, потребуется недели две работы бригаде максимум из пяти-шести человек. Тогда будет понятно, где, чего и сколько ремонтировать. И с финансированием определимся. Пусть депутаты его выделяют, а потом уже можно будет контролировать. Хотя как к этим требованиям отнесется глава и депутаты, мы не знаем.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Логиновских, сопредседатель общественного движения «Моя Родина — Первоуральск»:

— Странно, что в городе у нас зарегистрировано порядка 50 тысяч автомобилей, и такая инертность у автомобилистов.

У одних позиция такая — у меня джип, мне все по барабану, пусть хоть проселки будут. Вторые говорят — да я вообще в Екатеринбурге работаю, меня это никак не волнует, да и времени нет. Да и если по-честному, какого-то конкретного результата митинги не дают. Это называется — выпускать пар в свисток. Одно из предложений, которые я высказал на Общественном совете, это провести публичные слушания, «круглый стол», чтобы там участвовал глава города, работники ГАИ, УЖКХ и сами автомобилисты. Кто-то что-то может быть и предложит.

Надо каким-то образом искать дополнительные источники финансирования, пускай это будут внебюджетные источники. Просто создавать фонд и ждать, что кто-то чего-то заплатит — это не совсем правильно. Но почему бы не организовать что-то типа лотереи в защиту прав автомобилистов: часть на выигрыши пойдет, часть — на дороги. Либо городским депутатам выходить с законодательной инициативой, чтобы изменить порядок формирования