Первоуральск сократил расходы бюджета еще на 217 млн рублей

Сегодня, 29 октября, депутаты Первоуральской думы на очередном заседании обсудили и приняли проект изменений в бюджет округа. В третий раз городские власти, по выражению мэра Первоуральска Максима Федорова, «ужимаются». На этот раз — на 217 миллионов рублей. По итогам года бюджет Первоуральска теряет 320 млн. И это еще не все. По словам начальника финуправления в Первоуральске Михаила Попова, вероятно, уже в декабре администрация предложит главным распорядителям бюджетных средств вновь начать «ужиматься» — уже в рамках бюджета 2010 года.

Михаил Попов, начальник финуправления в Первоуральске: "Понимаете, наш город живет по единому бюджету. И говорить о том, что со здравоохранения мало сняли, а с образования — много, или еще что-то подобное, неправильно. Я считаю, что мы несем консолидированный груз ответственности".
Михаил Попов, начальник финуправления в Первоуральске: "Понимаете, наш город живет по единому бюджету. И говорить о том, что со здравоохранения мало сняли, а с образования — много, или еще что-то подобное, неправильно. Я считаю, что мы несем консолидированный груз ответственности".

— Михаил Павлович, известно, что сократить расходы в 2009 году планировалось на 400 млн рублей. Как исполнен план?

— В первые два «захода» нам удалось уменьшить затраты на 103 млн рублей. В четверг Дума приняла проект решения, в котором мы предусматриваем сокращение расходов на 217 млн рублей. Это сокращение будет последним, больше просто не успеем, хотя в бюджете еще остались расходы, не подкрепленные доходами, в размере 81 млн рублей.

— Что с ними будет?

— Мы их просто не профинансируем. Если, конечно, в бюджет вдруг не поступят средства в достаточном объеме. При этом сейчас в целях экономии средств запущено лимитирование назначенных ассигнований. Причем, лимиты поставлены в полную зависимость от фактических доходов. Нам никто не давал права работать в неограниченную кредиторскую задолженность. Мы не можем сейчас разрешить главным распорядителям и получателям бюджетных средств размещать муниципальные заказы, брать на себя какие-то обязательства, поскольку нет гарантий, что средства в бюджете будут.

— Кто относится к главным распорядителям бюджетных средств?

— Это администрация Первоуральска, управления ЖКХ, образования, физкультуры и спорта, культуры, здравоохранения и Дума городского округа. Каждый определил статьи расходов, которые можно сократить, отдав предпочтение другим затратам.

— Наверняка не все отнеслись к призыву «ужаться» с должным пониманием…

— Понимаете, наш город живет по единому бюджету. И говорить о том, что со здравоохранения мало сняли, а с образования — много, или еще что-то подобное, неправильно. Я считаю, что мы несем консолидированный груз ответственности. Бюджет потерял в доходах и не смог профинансировать расходы. Это главное. Да, процесс сокращения расходов неоднозначный, не все одинаково восприняли эту необходимость. И представители главных распорядителей с разным настроением садились за стол переговоров. Но я уверен, большинство участников этого процесса понимают, что это общее дело. Ведь не может быть, что у одних все хорошо, а где-то там кто-то вынужден потуже затягивать пояса.

— Вы не раз говорили, что прежде всего «под удар» попадают расходы капитального характера…

— Да, это ремонты, приобретение основных средств и техники, оборудования, прочие расходы (командировки, обучение). Прошла огромная работа, связанная с перемещением средств. Ведь не всегда мы, когда составляем сметы бюджетных учреждений, точно определяем объемы услуг, которые они получают. Что-то планировалось поставить в большем объеме, а в связи с изменившимися условиями поставлено в меньшем. Если потеплело на улице раньше — потребовалось меньше тепла, и т.п. Работа по уточнению ассигнований проводится постоянно в течение года.

— Сокращение коснулось финансирования областных и федеральных программ?

— Да, и это опять же к разговору о перераспределении средств. С начала года нам была обещана субсидия из области на капремонт дорог — 96,5 млн. Наша доля была — 23,2 млн (по статье «содержание и капремонт дорог»). Деньги из области не поступили до сих пор, к тому же, они уже снижены до суммы 50 млн. Есть вариант, что до конца года мы их получим, и они останутся у нас переходящим остатком на 2010 год. Держать в бюджете свою долю софинансирования мы не могли, поэтому они все полностью вошли в мероприятия по сокращению расходов. До недавнего времени мы держали в бюджете 14 млн для долевого участия в областной программе приобретения квартир для молодых семей. Однако область уменьшила финансирование этой программы, мы сократили свою сумму в четыре раза.

— В течение года Вы заявляли, что сеть бюджетных учреждений будет сохранена. На чем же тогда экономят муниципальные учреждения?

— Пока на всем, кроме заработной платы — в  большом объеме. Судите сами, всего расходы уменьшены на 24,5% от первоначальной суммы. А расходы на заработную плату — только на 7%. Но, разумеется, не за счет понижений окладов или ставок, а за счет сокращения рабочего времени и, к сожалению, штатной численности. В основном экономия идет за счет приобретения основных средств и товароматериальных ценностей. Управление образования сокращает эти траты на 10 млн рублей. Содержание помещений и оборудования по линии образования планируется уменьшить на 7 млн. На 4 млн сократить заработную плату работникам. Управление здравоохранения на 22 млн сокращает расходы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, на 24,4 млн — расходы на приобретение основных средств и товароматериальных ценностей. В бюджете управления культуры сокращены содержание и обслуживание имущества, субсидия парку. Управление физкультуры и спорта на 4 млн сократило затраты на содержание и обслуживание имущества, субсидию на поддержку общественных организаций (1,4 млн). В администрации и Думе сокращены расходы на заработную плату — на 1,9 млн и 0,6 млн соответственно.

— Но отказываться город ни от чего не будет?

— Пока нет. Будет ли это в перспективе, я тоже пока сказать не могу. Судите сами: старт 2010 года у нас будет равен финишу 2009. Если решение по сокращению расходов пройдет, мы сократим почти четверть расходов местного значения. В конце прошлого года мы говорили: 2009 будет очень сложным. Но на начало 2009 года расходные обязательства местного значения в бюджете составляли 1 млрд 306 млн. А на 2010 год предварительная цифра по расходам местного значения — 1 млрд 58 млн рублей.

— Но почему такая сумма? Помнится, в начале 2009 года мы говорили о бюджете с учетом межбюджетных трансфертов — поступлений из области. Сейчас же ведем речь только о расходах местного значения…

— Бюджет состоит из двух основных частей: расходные обязательства, появляющиеся в порядке исполнения полномочий, закрепленных за местной властью ФЗ №131, как то обеспечение жителей теплом, водой, электроэнергией и т.д. А также есть часть средств, которая нам передается субъектом федерации (Свердловской областью) попутно с полномочиями, в основном это средства на обеспечение жителей образованием и частично здравоохранением. Поэтому вместе с областными субвенциями бюджет 2009 года изначально составлял 1 млрд 911 рублей. Из них 1 млрд 306 млн были расходы местного значения, 605 млн — целевые трансферты из областного бюджета. Что касается 2010 года, то в итоге мы, конечно, все посчитаем. Просто сейчас, когда идет формирование бюджетов всех уровней, на область мы повлиять не можем.

— В октябре на встрече с профкомами городских предприятий Вы назвали бюджет 2010 года бюджетом текущих расходов и призвали забыть о развитии. Надолго?

— Забыть о развитии мы можем только на определенный период, но не навсегда. Ведь жизнь на этом не заканчивается. Минует кризис, и, я думаю, наступит экономический подъем. Но, конечно, не в будущем году. В 2010 году мы будем осуществлять только текущие расходы. Исключительные случаи — капитальные расходы, которые осуществляются в рамках областных и федеральных программ. У нас есть надежда в них поучаствовать. Это, к примеру, строительство детского сада в Новоалексеевском, капитальный ремонт дорог. Единственное, что нас настораживает — это необходимость участвовать в программах своей долей софинансирования. А если учесть, что у нас и на текущие расходы не хватает…

— Но не отказываться же от субвенций из областного бюджета!

— Да, но в этом случае нам придется еще до начала года объявлять какие-то мероприятия, в результате которых главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств должны готовить свои предложения по сокращению расходов.

— Областное Правительство уже в декабре 2008 года, как только был принят бюджет на 2009 год, установило лимит расходов. Вы как-то заметили, что первоуральская администрация поступает не столь жестко. Но, получается, теперь мы вынуждены идти по пути областной власти?

— Да, но мы по-прежнему не будем диктовать, что и в каком объеме сокращать. Мы просим главных распорядителей, распорядителей и получателей предоставить нам свои предложения по сокращению собственных расходов. Закон оставляет им такое право: решать, что имеет первостепенную важность, а от чего можно отказаться.