Первоуральские дороги оказались не готовы к снегопадам

Первый серьезный снег принес первоуральским водителям массу неприятностей. Неделя началась с массового ДТП на одном из участков улицы Индустриальной, буквально в 150 метрах от здания ГАИ, где из-за сложных дорожных условий с управлением не справились водители сразу восьми автомобилей. По словам очевидцев, с ювелирной точностью все они летели в одно и то же место. Вторник не внес изменений — в 8.30 на том же месте улетел в кювет «Ford Focus».

ДТП на Индустриальной: в 150 метрах от ГАИ в кювет улетают одна машина за другой
ДТП на Индустриальной: в 150 метрах от ГАИ в кювет улетают одна машина за другой

«А мы что сделаем?»

Водитель Татьяна ехала утром на работу в Екатеринбург. О том, чтобы разогнаться в таких условиях, говорит, не могло быть и речи — светофор и наличие инспектора ДПС явно не способствуют  увеличению скорости. Но ни соблюдение скоростного режима, ни аккуратное вождение в этот раз не помогли.

— Я шла по левой полосе, — рассказывает Татьяна. — Попала в колею — и все, машина просто неуправляемая стала. Закрутило по дороге и выбросило в кювет. Тут же выбежал какой-то мужчина, я так поняла, из офиса, расположенного рядом, помог выбраться из машины, потому что самостоятельно я бы не смогла.

Татьяна говорит, что тут же пошла к сотрудникам ГИБДД, благо они находились в зоне видимости. Девушка попросила инспекторов заняться оформлением ДТП, на что получила ответ: «Нам некогда. Если не хотите ждать — вызывайте аварийных комиссаров».

Татьяна, поняв, что с этой стороны помощи не дождаться, вызвала аваркомов. Прибывший на место комиссар зафиксировал повреждения, которые на тот момент были незначительными — переднюю часть повело, но «железо» было абсолютно целым.

Мы приехали на место происшествия около 10 утра. «Ford» продолжал лежать в кювете. Татьяна сказала, что аваркомы уже вызвали эвакуатор. Сотрудников ГИБДД по-прежнему не было видно. Нас такое пассивное отношение с их стороны несколько озадачило, поэтому фотограф редакции сделал вторую попытку привлечь внимание сотрудников, отвечающих за безопасность дорожного движения, к проблеме. Через несколько минут вернулся ни с чем. Рассказал, что на его вопрос «А вы знаете, что рядом с вами авария произошла, и машина уже второй час в кювете лежит на опасном участке дороге?», ответили просто: «Знаем…»

Между тем машины, проезжающие мимо, продолжало мотать по дороге со страшной силой. Ровно в 10 утра еще один водитель не справился с управлением — в сторону кювета выбросило  ВАЗ-2111. Причем прямо на дожидающийся эвакуатора «Ford».

Спустя еще некоторое время наконец-то подъехала машина ДПС. Инспекторы так прокомментировали ситуацию:

— А мы что сделаем? Пишем, пишем в МПО ЖКХ, чтобы они почистили здесь дорогу, а толку никакого…

Чистить будут только центр

Сотрудники ГИБДД не только пишут в МПО ЖКХ, но и время от времени проверяют предприятие. Последний раз сделали это буквально накануне зимнего сезона — выясняли, насколько готовы коммунальщики к содержанию улично-дорожной сети. В результате выяснилось, что в предприятии, которое обслуживает дороги города, технический парк готов только на 60%. Кроме того из-за недостаточного финансирования отсутствует необходимый 10-дневный запас горюче-смазочных материалов, а также достаточное количество противогололедных средств.

Директор МПО ЖКХ Николай Макаров утверждает, что 60% техники вполне достаточно для нормального обслуживания города.

— Сюда входят четыре «песочника», которые не только посыпают, но и в условиях снегопада надевают плуги для того, чтобы разгребать снег, — говорит Николай Сергеевич. — На ходу также три грейдера. Четвертый тоже  в исправном состоянии, но, выполняя требования гостехнадзора по эксплуатации техники, сейчас мы меняем ему средний нож. В понедельник с 5 утра у меня техника уже работала на улицах.

А вот проблема с финансированием более сложная. По словам Николая Макарова, при секвестровании бюджета со статьи «Зимнее содержание дорог» было снято 700 тысяч рублей, таким образом, всю зиму МПО ЖКХ должно обслуживать городские дороги всего на 1 млн 488 тысяч рублей.

— Это очень мало, если учесть, что в среднем на одну зимнюю смену требуется 60 тысяч рублей, — говорит Николай Макаров. — Но только при условии, что снега будет мало. А вот при таком снегопаде, как этот, необходимо будет организовывать двухсменную работу, естественно, затраты будут больше. Надо будет сутки снег разгребать, вывозить, улицы постоянно посыпать… А у нас в бюджет такие копейки заложены на эти цели! Так что при этом финансировании есть возможность чистить только центральные улицы, и то не каждый день — на пригород средств просто не хватает.

Кто крайний?

Еще одна часть финансовой проблемы образовалась в результате централизации бухгалтерии.

— Бухгалтерия УЖКХ сейчас ликвидирована. Выполненный объем работ прошел по документам, но новая объединенная бухгалтерия еще не начала работу, то есть со мной пока просто некому рассчитываться, — говорит Николай Сергеевич. — У нас завис долг примерно 1 млн 200 тысяч рублей. Со мной до сих пор не рассчитались по выигранной котировке на ремонт дорог, а также не оплатили выполнение некоторых работ по муниципальному контракту.

Вообще, все процессы, касающиеся оплаты бюджетных долгов, по словам директора МПО ЖКХ, проходят с трудом. Некоторые работы предприятие, имеющее статус «муниципального унитарного», почему-то, получается, обязано выполнять в счет собственной прибыли, получая взамен только обещания когда-нибудь заплатить. Задолженности за ТЭР, по налогам и зарплате МПО ЖКХ гасит, выполняя заказы, которые его специалисты находят по всему округу. Администрация же тем временем продолжает сокращать свою долю финансирования и не торопится расплачиваться за ранее выполненные работы.

Даже когда руководство предприятия находит пути сократить каким-то образом издержки по выполнению муниципального заказа, и тут коммунальное руководство города не торопится пойти навстречу.

— Скажем, в области в среднем цена тонны соли — 2100 рублей, — приводит пример Николай Макаров. — Я нашел в Соликамске за 700 рублей. На вагон требуется 101 тысяча, там 70 тонн соли, этого бы хватило на весь зимний период точно. Просил в администрации денег в счет уплаты долга — бесполезно. А покупать опять за собственный счет у меня уже нет возможности.

При этом Николая Макарова поражают выступления в СМИ замглавы по ЖКХ Александра Черных, в которых последний заявляет, что город к зиме готов и проблем с дорогами не будет, потому что «у МПО ЖКХ все в порядке».

— Зачем Александр Михай-лович вводит в заблуждение первоуральцев, при том, что он прекрасно представляет реальное положение дел, мне непонятно, — пожимает плечами Николай Макаров. — Кроме того, сейчас крайним остаюсь я — ведь администрация отчиталась, что все очень даже хорошо. Но дороги-то от этого чище не станут. Так что опять, видимо, продолжим выполнять муниципальный контракт в убыток себе.

У «этих» просить бесполезно

Понедельник стал последним рабочим днем Николая Макарова в МПО ЖКХ — он написал заявление на увольнение. Говорит, надоело работать в таком бардаке. Руководство города, по его словам, совершенно не заинтересовано в развитии его предприятия. А вот требовать выполнения заданий, непредусмотренных контрактом, считает вполне нормальным, при этом абсолютно не задумываясь, за счет каких средств это возможно сделать. Например, наведение порядка на площади после празднования Дня металлурга обошлось предприятию в 100 тысяч рублей. Этот долг до сих пор никем не признан — ни администрацией, ни ПНТЗ.

Это только единичный и не самый дорогой пример. Гораздо больше затрат предприятие несет во время подготовки города к приему высоких гостей. Причем каждый раз МПО ЖКХ занимается «благотворительностью». Всего, по различным оценкам,  МПО ЖКХ только в этом году выполнило работ, которые никто и никогда не оплатит, примерно на 800 тыс. рублей.

— Сколько я просил помощи у этих, — Николай Сергеевич показывает пальцем вверх, — бесполезно… Писал Черных, ответа никакого. Написал заявление на увольнение, тут же отреагировали — почему ты нам ультиматум ставишь? А как работать в таких условиях, когда никто  и не собирается выполнять обязательства?