В Первоуральске перевозчики на два часа остановили автобусное движение в городе

Пенсионер Николай Иванович Щербинин ежемесячно покупает социальный проездной, поэтому ездит только на автобусе. Утром во вторник, 17 ноября, он пришел на остановку у рынка, чтобы уехать в ГАИ, но транспорта просто не было. Друг за другом проходят «ГАЗели», буквально по нескольку сразу,  но — переполненные. Автобусы тем временем стоят в гаражах и на городской площади: транспортники объявили двухчасовую забастовку.

— Я ни про какой конфликт перевозчиков не слышал, да и какое мне дело? Мне надо до места добраться, — возмущается Николай Щербинин.

— Да ведь с утра-то автобусы ходили! И ни одного объявления в них не висело, и не сказал никто ничего! — поддерживает пенсионера жительница Совхоза Надежда Буркова. — Мы полчаса автобуса ждем, куда это годно? На «ГАЗели» не езжу, на автобусе безопаснее. Вот и жду. Я не вникаю ни в какие конфликты, я просто не хочу мерзнуть на остановке, а хочу вовремя приезжать туда, куда нужно.

Перевозчики недовольны положением на дорогах: те, кто именуют себя "официальными", почти что воюют с "неофициальными"
Перевозчики недовольны положением на дорогах: те, кто именуют себя "официальными", почти что воюют с "неофициальными"

Нелегалы — вон!

Сами перевозчики понимают негодование жителей, но другого пути решения своей проблемы не видят. Речь идет о перевозчиках, именующих себя «официальными». Их — 12 компаний. Они вот уже два года возят первоуральцев по договору с администрацией. Их противники — три предпринимателя, которые таких договоров не имеют, поскольку не участвовали в муниципальном конкурсе на право обслуживания маршрутов. При этом они возят первоуральцев по тем маршрутам, которые в конкурсе выиграли другие компании.

Официальные перевозчики требуют привести в действие решение суда, вступившее в силу этим летом. Согласно этому решению, трио «нелегалов» обязано покинуть рынок.

Руководствуясь решением суда, на дороги выходят судебные приставы, которые штрафуют «незаконных» предпринимателей. Но транспортники все равно продолжают ездить. Больше того, «протестуют» даже ценами на билеты в своем транспорте. Все официальные перевозчики с ноября вместе со всей областью повысили стоимость проезда до 12 рублей. Проезд у «нелегалов» не подорожал.

Полтора десятка "ПАЗиков" перевозчики привезли на городскую площадь. Остальной транспорт отправили в гаражи.
Полтора десятка "ПАЗиков" перевозчики привезли на городскую площадь. Остальной транспорт отправили в гаражи.

На работу — как на войну

25 автобусов вывели на митинг официальные перевозчики. Остальные машины — а это больше сотни — заперли в гаражах.

Забастовка была тихой: водители и кондукторы повесили на лобовые стекла «ПАЗиков» написанные от руки плакаты с текстами «На работу как на войну» и «Когда начнут исполнять закон приставы, прокуратура, МВД», а сами грелись внутри своих машин.

Тем временем на площади директора бастующих компаний объясняли свои позиции. Игорь Гордеев, главный механик крупнейшей первоуральской фирмы-перевозчика ООО «Лира», говорит, что «ГАЗели» нелегальных перевозчиков создают опасность на дорогах.

— «ГАЗели» устраивают настоящие гонки, подрезают автобусы! У официальных перевозчиков тоже есть «ГАЗели», но они ездят по графику и не гоняют так, — возмущается он.

Забастовщики винят в своих бедах и судебных приставов, на которых возложена функция исполнения решения суда.

— Нас накануне собирали в прокуратуре, прокурор такую взбучку дал судебным приставам! — рассказывает предприниматель Геннадий Оборин.— Есть решение суда, его обязана выполнять служба судебных приставов. Действия очень простые: они выходят на рейды, составляют несколько протоколов, в случае неисполнения — возбуждают уголовное дело. Всё. Но этого не происходит.

Он грозит, что если митинг не принесет результатов, через 15 дней перевозчики снова остановят движение в городе. Но уже   на больший срок. И будут продолжать свои забастовки, пока в городе не наведут порядок.

Люди на остановке у рынка не понимали, почему вынужденны полчаса стоять на морозе, ожидая автобуса, а маршрутки проходят набитые битком. За одно-два места шла настоящая битва — кто быстрее, кто и побеждал.
Люди на остановке у рынка не понимали, почему вынужденны полчаса стоять на морозе, ожидая автобуса, а маршрутки проходят набитые битком. За одно-два места шла настоящая битва — кто быстрее, тот и побеждал.

Правила на дорогах нарушают все

На митинге присутствовал один из «обвиняемых» — Александр Бронников, не участвовавший в конкурсе 2007 года. Он говорит, что «нелегалом» себя не считает, поскольку с недавнего времени работает по договору с «официальным» перевозчиком Черезовым.

—  Я законно нахожусь на улице. У меня заключен договор с официальным перевозчиком ИП Черезовым, — заявляет Александр Бронников. — Сейчас я обслуживаю маршруты 5, 5С, 13 и 23, у меня 38 единиц техники. У меня был транспорт и на других маршрутах, но я с них ушел, таким образом, решение суда я выполнил.

Бронников возмущается, что во время рейдов судебные приставы задерживают его транспорт и налагают штрафы. Он даже пожаловался в Арбитражный суд, дело будет вот-вот рассмотрено. Все обвинения в том, что его водители нарушают ПДД, он отвергает.

ГАИ же с его словами не согласна.

— Довольно много нарушений ПДД совершают автобусы «САТО», того же Бронникова. Нарушают и все остальные водители автобусов. С начала года мы зарегистрировали 1230 нарушений! — говорит Александр Черезов, старший госинспектор технадзора ГИБДД. — Мы каждого предпринимателя знакомим с нарушениями, которые инспекторы регистрируют со стороны его водителей. Но у них у всех деньги превыше всего — стремятся сначала заработать, и только потом думают о безопасности пассажиров.

«Замерзайте и думайте!»

Одна из забастовщиц, кондуктор Олеся Комарова, работает у легального предпринимателя Андреевой. Она с возмущением рассказывает о том, как «газелисты» нарушают правила дорожного движения. Мол, только автобус трогается — сразу же трогается «ГАЗель». И даже бабушки старенькие бегут за ней, чтобы сесть.

— Я постоянно ругаюсь с водителями маршруток, спрашиваю, почему в наше время выезжают. А они кричат: «А нам какая разница? Нам надо — мы едем!», — поддерживает коллегу кондуктор Ирина Белова.

Владимир Герман, водитель автобуса №10, не скрывает, что он и его коллеги, на два часа выведя из строя 116 автобусов, серьезно подводят людей.

— Сколько людей сегодня не успеет в больницу, еще куда-то! И все будут нас хаять: автобусники, мол, виноваты, — вздыхает он. При этом соглашается, что такие митинги нужны — чтобы заставить людей подумать.

— Может, эта акция позволит что-то поменять, — поддерживает его кондуктор Олеся Комарова. — Те же бабушки, которые сегодня предпочитают «ГАЗели», поймут, что автобусы все-таки лучше. Сейчас в городе одни «ГАЗели» остались. Пускай же люди постоят, померзнут и подумают, автобусы им нужны или маршрутки!

КОММЕНТАРИИ

Марина Соколова, председатель Первоуральской городской Думы:

— В Первоуральске сложилась недопустимая ситуация в сфере пассажирских перевозок. Несогласованность транспортных предприятий друг с другом и администрацией города привела к срыву автобусного движения в городе. Заложниками в данной ситуации оказались жители городского округа.

Депутаты Первоуральской городской Думы неоднократно поднимали вопрос об организации бесперебойного транспортного обслуживания в городском округе. По инициативе Думы были проведены  депутатские слушания с участием пассажироперевозчиков и общественности. Депутаты неоднократно обращались к главе города с требованием навести порядок и организовать транспортное обслуживание в городе в соответствии с действующим законодательством и социальной потребностью населения. Но никаких действий в урегулировании этого вопроса не последовало. Напротив, бездействие и бескомпромиссность администрации привели  к забастовке пассажироперевозчиков и срыву транспортного движения в городе.

От имени депутатов Первоуральской городской Думы я обращаюсь с требованием привлечь к ответственности виновников «транспортного беспредела» и навести порядок в работе городского транспорта. Недопустимо жителей города делать заложниками в конфликте  между транспортными предприятиями и администрацией города.

Константин Болышев, замглавы по благоустройству и строительству городских объектов:

— Есть решение суда по иску администрации и официальных перевозчиков к неофициальным перевозчикам по запрещению обслуживания маршрутов. Это решение вступило в законную силу, есть исполнительный лист, и это решение определяет систему взаимоотношений на рынке пассажирских перевозок. Есть система конкурсов, различных вещей — таких, как социальный проездной, и т.п. Если она работать не будет, о каком-то регулировании пассажироперевозок говорить не приходится. Мы и дальше будем сталкиваться с ситуациями, когда у нас только частично задействованы социальные проездные («нелегалы» работают без льгот, — ред.).

При этом от администрации сейчас ничего не зависит. Подозревать нас в нарушении закона при проведении конкурса нельзя, поскольку вся процедура была изначально согласована с ФАС. Мы выполнили все, что от нас требовалось. Дальнейшие действия — за службой судебных приставов.

Когда мы будем готовиться к следующему конкурсу (он пройдет в конце будущего года, — ред.), мы еще раз проверим маршрутную сеть, потому что пассажиропотоки меняются, открываются новые торговые центры и тому подобное. Мы обратимся в специализированное учреждение, которое проведет эту работу.