Начальник управления образования Первоуральска: «Пока трудно перевести сферу образования на частичную самоокупаемость»

Вот уже три года в нашей стране действует закон об автономных учреждениях, государственных, областных либо муниципальных. По сути, создание МАУ в бюджетной сфере переводит ее на экономические рельсы. Доселе бесправным в финансовом смысле бюджетным учреждениям дают возможность самим зарабатывать и затем распоряжаться заработанными деньгами. В Первоуральске пионерами в создании МАУ стали коммунальщики. На очереди — образование. Но так ли просто перевести школы и детсады Первоуральска на частичную самоокупаемость? И что мешает созданию МАУ в «ученической» сфере? Эти вопросы мы задали начальнику Управления образования в Первоуральске Нине Журавлевой.

Начальник первоуральского Управления образования Нина Журавлева
Начальник первоуральского Управления образования Нина Журавлева

— Нина Викторовна, в чем преимущество автономных учреждений перед государственными?

— Финансирование муниципального образовательного учреждения осуществляется по смете, оно гарантировано местным и областным бюджетами. Финансовое обеспечение автономного учреждения осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов. МОУ не имеет права распоряжаться имуществом, МАУ — вправе, за исключением недвижимого и особо ценного. Доход МОУ учитывается федеральным казначейством, МАУ же имеет расчетные счета и распоряжается деньгами самостоятельно. Автономное учреждение имеет право даже пользоваться кредитами. Правда, это сопряжено с финансовым риском.

— Муниципальное автономное учреждение нужно создавать с чистого листа?

— Сегодня есть два пути. Да, можно создать новое учреждение, которое сразу будет автономным. И это предпочтительнее, поскольку второй путь — перевести существующее муниципальное государственное учреждение в режим автономного — достаточно затруднен. Он требует, чтобы все участники образовательного процесса (это педагоги, родители и учащиеся) были готовы во всех смыслах принять это автономное учреждение. А ведь этот шаг имеет определенные риски.

— Наверняка, прежде всего финансовые?

— Не только. В первую очередь, социальные. Мы можем столкнуться с непониманием родителей, которым предложат платить за те же самые услуги, которые они могут получить бесплатно, допустим, в центре допобразования. Но нельзя забывать, что экономическая ситуация меняется. Да, есть определенный государственный стандарт, который мы должны дать бесплатно. Но есть дополнительные услуги, которые выходят за рамки стандарта, и они должны приносить доход. Непонимание населением сути проводимых преобразований влечет за собой нежелание переходить к новой форме работы.

— Получается, создание МАУ — это своего рода оптимизация. Так?

— Да, и поэтому здесь есть финансовые риски. Автономное учреждение, в отличие от муниципального, «живет» не только на бюджетные средства, которые ему положены, но и само зарабатывает. А сокращение объема государственного задания неизбежно приведет к снижению финансирования. При этом ни один руководитель пока не может сказать, что предоставляемые сегодня учреждением дополнительные услуги будут востребованы и оплачиваемы, и что учреждение и без прежних объемов субсидий сможет работать на прежнем уровне.

— То есть, прогнозировать определенный доход невозможно. Получается, школы будут напрямую зависеть от платежеспособности родителей?

— Конечно. К примеру, в этом месяце вы захотели, чтобы ваш ребенок дополнительно занимался танцами в школе. А в следующем месяце, не имея стабильного заработка, говорите, что отказываетесь от этой услуги. И школа недополучает деньги, которые ей нужны на существование. Неплатежеспособность населения не позволяет прогнозировать экономическое развитие данного учреждения. А сокращение поступлений из бюджета грозит риском того, что учреждение окажется в долгу.

— А если нечем платить?

— В том-то и дело. Это еще один риск — имущественный. Мы отдаем имущество в оперативное управление автономному учреждению, и оно само решает, как им распоряжаться. Как это будет происходить, зависит от уровня подготовки тех людей, которые встанут во главе МАУ. Ведь в случае неумелого руководства учреждение может обанкротиться и пойти с молотка. При этом немаловажное значение имеет неподготовленность государственных структур, муниципальной власти к работе с новыми автономными учреждениями.

— Что же требуется со стороны чиновников?

— Главным образом, просчет экономической выгоды, которую должно приносить это муниципальное автономное учреждение. Главный плюс МАУ в том, что учреждение может зарабатывать деньги и тратить их по своему усмотрению — разумеется, на развитие. Система отчетности здесь упрощена. Ну а руководителям ныне существующих учреждений, даже если они имеют какие-то внебюджетные доходы, необходимо заполнять достаточно много отчетов.

— Ну, а другой путь? Что, если создать МАУ с нуля?

— Возможно, но только когда у нас будет новое здание и мы сможем набрать новый коллектив педагогов и учащихся. Опыт по России есть, например, много образовательных автономных учреждений в Тюменской области, в Новгороде, Калининграде, Санкт-Петербурге. 415 автономных учреждений существуют в России в рамках системы образования. Почти 70% — это дошкольные образовательные учреждения.

— Почему так?

— У детских садов больше возможности зарабатывать деньги, чем у школ, за счет дополнительных услуг, которые могут оказываться детям в стенах дошкольного учреждения. Это может быть лечебная физкультура, занятия иностранным языком (чего сегодня нет в программах детсадов), ритмика, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и так далее.

— Но, я так понимаю, для начала работы и создания МАУ вместо МОУ инициативу должны проявить власти?

— Нет, инициатива должна идти снизу, коллективы сами должны захотеть зарабатывать. Если там не созданы кадровые и иные условия, чем они будут зарабатывать?

— Если сейчас какое-то учреждение проявит такую инициативу? Поддержите?

— Конечно. С уверенностью могу сказать, что стать автономным учреждением мог бы лицей №21. У него есть опыт оказания дополнительных платных услуг. Есть некоторые детские сады, в которых дети получают дополнительные услуги. Но для этого необходимы просчеты экономической эффективности этого шага. Тем более, первый шаг сделан. Разработано и утверждено положение о внебюджетных средствах муниципальных образовательных учреждений, теперь они вправе самостоятельно зарабатывать деньги.

— Чем они могут зарабатывать?

— Наши школы занимаются подготовкой будущих первоклассников, оказывают услуги репетиторства. Так же это могут быть дополнительные занятия и так далее.

— И родители соглашаются за это платить? Даже сейчас, в кризис?

— Со временем желание родителей вкладывать средства в развитие своих детей даже увеличивается. Могу оценить, что за пять прошедших лет к родителям пришло понимание того, что, вложив в это деньги сейчас, можно сэкономить в дальнейшем. Ребенок, поступающий в вуз на бюджетной основе, оправдывает родительские средства, затраченные на него, пока он учился в школе.

— То есть, можно призывать родителей активно содействовать созданию МАУ в Первоуральске?

— Сначала нужно просчитать собственные риски. Потому что, чтобы утверждать: «Я могу платить», нужно знать, что вас точно не сократят и не уволят. Здесь те же условия, что и в банке, когда вы берете кредит: тоже нужно знать свою платежеспособность. Обучение — длительный процесс, и в него нужно постоянно вкладывать. Но — в зависимости от результата.

— Что это значит?

— Если родители платят, но не видят ощутимых изменений, результата своих затрат, то понятно, что это вызывает у них не только недоумение, но и недовольство. Результат должен быть явным, понятным и удовлетворять запросы родителей, настроенных платить за дополнительное образование своего ребенка.

— И все же, будущее образования — за МАУ?

— Может быть, организация МАУ и выгодна экономически. Но мне пока претит сама идея отказа от классической школы, смены ее приоритетов. Школа все же должна не зарабатывать деньги, а учить — стабильно, серьезно, на высоком уровне. Я все-таки за классику системы образования.