Заканителили

Валентина Салаутина

Валентина САЛАУТИНА, корреспондент «Городских вестей»:

— Дума обсуждает, запустить или нет online-вещание со своих заседаний. По задумке, она будет думать под прицелом камер и без купюр идти в эфир. Правда, пока не ясно, как это будет. Потому что и решения-то еще толком нет. А решения нет, потому что это придумал всего один депутат — бизнесмен Валерий Стенька. В четверг, 26 ноября, он предложил коллегам «сделать заседания Думы достоянием общественности».

Он предлагал это еще раньше, но тогда коллеги его не поддержали. «Заканителили», — так назвал Стенька отказ депутатов. На этот раз у Валерия Ивановича железный аргумент: идти в эфир сказал Путин, а депутаты — члены партии «Единая Россия». Кто-то возразил: мол, а я Путина не слышал. На что Стенька возмутился: «Стыдно не слушать своего лидера!»

Думские единороссы напугались затрат (никакой сметы, разумеется, еще нет, есть только идея), которые на это необходимы. А кое-кто высказал и такую мысль: мол, посещаемость у нас не так высока, чтобы все горожане наблюдали за нами в прямом эфире. Все претензии Стенька отбивал, как теннисист: затраты возьму на себя, а посещаемость — что? Вот есть такой депутат Стенька, пусть и смотрят люди, пришел он на заседание или нет. И остальные так думать должны.

А пока первоуральские депутаты думают, в интернет стройными рядами идут представительные органы разных городов. Правда, не всегда по своей воле. Так, благодаря стараниям неизвестного оператора (судя по ракурсу, это мог быть кто-то из приглашенных) можно наблюдать, как депутат из Ангарска чихвостит коллегу за несоблюдение регламента.

Другое дело — Госдума, которая уже почти шоу-бизнес. Московские депутаты от камер и не скрываются. Мы видели, как на октябрьском заседании коммунисты вышли вон из зала, протестуя против единоначалия «Единой России». Как дерутся депутаты (классика жанра). Как Жириновский насмешил весь зал, обнаружив на трибуне кружку с чаем: «Чай чей? Кто пил чай? Зюганов? Замените!». Там чем эпатажнее, тем лучше: выберут снова, значит, ведь — как это ни парадоксально, — народ любит бунтарей.

Наши депутаты подумали и решили, что в первом квартале нового года поработают над вопросом online-заседаний. Хотя я почему-то сомневаюсь, что будет результат. И думать так меня заставляет всего одно слово, которое произнес депутат Кучерюк. Он сказал: «А цензура?».

И это слово перечеркнуло все благие намерения депутата Стеньки. Потому что дыма без огня не бывает, и если о цензуре заговорили, значит ее исподволь, но введут.

У нас почему-то все самое интересное всегда остается за кадром. Например, тот же депутат Стенька на последнем заседании обвинил депутатов в доносе на самого себя и призвал наклепавшего письмо в прокуратуру встать и повиниться. А затем отказался голосовать по одному из вопросов.

Председатель Думы расценила это как демарш и сделала депутату замечание. Но в эфир телеканалов инцидент не попал. А ведь в online-трансляции куски не вырежешь. Разве что помехи в эфир запустить…