Жители первоуральского поселка подали в суд на руководителей администрации города

Посмотрите, у меня вот здесь старое автобусное расписание, которому действительно можно было верить.

«Подождите, не все сразу…»

— Да не всегда было так плохо, как сейчас, — утверждает председатель уличного комитета Римма Черногубова. — Посмотрите, у меня вот здесь старое автобусное расписание, которому действительно можно было верить. Мы всегда четко знали, во сколько можем уехать в город и приехать домой.

Римма Черногубова с умилением вспоминает «дореформенные» времена, когда автобусов было много, а ходили они по расписанию

Мучения жителей запрудной части города начались, когда, по словам Риммы Петровны, начались «реформы», то есть когда администрация принялась перекраивать маршрутную сеть и проводить конкурсы среди перевозчиков. В результате в 2003 году поселок лишился маршрута 8 «у», с помощью которого можно было без пересадок попасть в центр города, а в 2006 году — и дежурных автобусов. Обслуживать данный маршрут взялись ИП Д.Б. Ковязин и Е.Л. Шамарина, по договору с ООО «Лира». С этого времени в поселок нельзя уехать после 22 часов вечера, да и утром бывает выбраться в город проблематично.

— Сколько раз утром первый автобус просто не выходил на линию, — говорит общественник Иван Хнаев. — А ГАЗели, которые идут из города, просто доезжают до Старотрубного, разворачиваются и идут обратно на вокзал.

— Мы неоднократно писали в администрацию, просили разобраться, — говорит Римма Черногубова. — Болышев (замглавы по благоустройству и строительству — ред.) уговаривает нас, мол, подождите, не все сразу… Но вот почему-то на работе и в школе нашим жителям не предлагают подождать, приезжать туда надо в строго установленное время.

Мотивировка отмены дежурных рейсов вообще возмущает жителей — кого возить-то? По оценкам Риммы Черногубовой, в поселке Птицефабрики живет порядка 3000 человек и очень многие из них работают или учатся на предприятиях Первоуральска и Екатеринбурга. В итоге, если задержался по каким-то причинам, допоздна — добирайся до дома на такси. А вечером, эта услуга стоит, как минимум 120, а то и 200 рублей — удовольствие для многих не из дешевых.

Локальная «война»

Этим летом ситуация с пассажирскими перевозками в поселке имела все шансы нормализоваться. Кроме существующего маршрута № 8, администрация решила вернуть обратно маршрут 8 «у».

Жители поселка радовались целых три месяца. А потом здесь началась локальная «война» перевозчиков. По словам Риммы Черногубовой, представители ИП, которые обслуживали «восьмерку» изначально, сделали все, чтобы выжить конкурентов.

— Каким образом можно выжить конкурентов? — переспрашивает Римма Черногубова. — Можно вести себя некорректно во время движения. Например, мы были свидетелями, как автобус № 8 нарочно загнал в кювет ГАЗель 8 «у». Почему нарочно? Ну, если бы это вышло случайно, то, поди, водитель сделал бы какую-нибудь попытку помочь «коллеге» выбраться из трудного положения. Можно специально таким образом изменить время движения, чтобы оно полностью совпадало со временем движения конкурентов. Ну, и масса других нечестных способов.

Что придумал Болышев?

Во время кульминации противостояния заинтересованные стороны — руководители компаний-перевозчиков и председатель уличного комитета — в очередной раз навестили Константина Болышева. Итог встречи — все ГАЗели с маршрута 8 «у» опять сняли. А автобусы сейчас ходят по совершенно интересной схеме — в город они уходят с номером 8 «у» и отвозят людей в центр, из города — с номером 8 и идут уже по Ленина.

— Я когда узнала, что опять придумал Болышев, пошла к нему на прием, — говорит Римма Черногубова. — Он мне при этом заявляет: «Ну, вы же хотели, чтобы остался один перевозчик?» Константин Викторович, видимо, считает, что я не в своем уме, раз пытается мне доказать то, чего не было. Мы добивались нормального обслуживания, а не этой ерунды. Теперь же мы опять вынуждены ездить по городу с несколькими пересадками, тратить время и деньги.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей поселка Птицефабрики, стало объявление в автобусах маршрута №8, гласившее, что с 1 января бесплатный проезд предоставляется только ветеранам ВОВ и социальные проездные не действуют.

В понедельник, 10 января, Иван Хнаев написал заявление в городской суд с просьбой обязать ответчика восстановить нормальное движение пассажирского транспорта для жителей поселка. Ответчиком выступает администрация в целом и Константин Болышев в частности.

КОММЕНТАРИИ

Любовь Колотилина, юрист:

— В соответствии с Постановлением Главы ГО Первоуральск от 03.02.2009 №112 «О введении социального проездного билета на городских маршрутах города Первоуральска» установлено, что с 01.02.2009г. для льготных категорий пассажиров введен единый социальный билет для проезда на следующих автобусных маршрутах: № 3, 6, 9, 10 — ООО «Лира», ИП Андреева О.В., ИП Ведерникова Н.З.; № 4У, 5, 5С, 23 — ООО «Вираж», ИП Оборин Г.В., ИП Куклин А.С., ИП Куклин В.С.; № 8 — ИП Ковязин Д.Б., ИП Шамарина Е.Л.

Данный социальный проездной билет подтверждает право на ежемесячное пособие на проезд. В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.2008г. № 1428-ПП и №1426-ПП вопрос о наличии данного права у гражданина решается не перевозчиком, а органом социальной защиты.

Следовательно, наличие у гражданина социального проездного билета означает наличие у него права на бесплатный проезд; таким образом, отказ одного из перевозчиков, указанных в Постановлении Главы ГО Первоуральск незаконен. Я думаю, тем, кто пострадал от действий перевозчиков, есть смысл обратиться в прокуратуру или отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора.

Юрий Попов, депутат гордумы:

— Жители поселка просят не только 8 «у» вернуть, но еще и 8 «с», который ходил бы через Емлина. В новой маршрутной сети это будет предусмотрено. По социальным проездным Дума никаких изменений не принимала. Если бы и вносила, то, наоборот, на поддержку. Это произвол перевозчика. Почему это происходит — никто не знает. Болышев в отпуске, никто ничего не может объяснить. А сейчас все будет зависеть от того, как администрация договорится с этими перевозчиками. Проездные продавались до конца года, номера маршрутов там ясно указаны. Сейчас будем выяснять, в чем причина этого отказа. Все эти льготы делались на добровольных началах. Продавали льготные проездные сами перевозчики. Так что пусть сейчас возвращают деньги.

Светлана Унжакова, начальник Управления соцзащиты:

— Стоимость проездного билета определяли сами перевозчики. Сначала они даже представляли нам цифру 250, а затем повысили до 275 рублей. Тогда они утверждали, что вполне уложатся в эту сумму. Я думаю, что проблема в том, что нет единого диспетчерского пункта, который бы занимался реализацией этих проездных. Деньги за социальные проездные билеты поступают перевозчику, который выиграл конкурс, в данном случае ООО «Лира». Как это предприятие рассчитывает дальше с теми перевозчиками, которые обслуживают маршруты на условиях договора подряда, мы не знаем.

В ближайшее время, возможно, удастся частично решить эту проблему: с 1 февраля в Первоуральске планируется ввести для отдельных категорий льготников продажу проездных билетов за наличный расчет с последующей компенсацией из городского бюджета. Сейчас готовится соответствующее постановление администрации.

Владимир Попов, замглавы по управлению социальной сферой:

— Перевозчик решил, что ему невыгодно возить пассажиров по социальным льготным проездным. Это самоуправство. Он нарушает Постановление мэра. Будем разбираться в ситуации.  А вот у нас еще одна проблема — в прошлом году областной бюджет поддержал федеральных льготников и сделал им доплату к единой денежной выплате, в состав которой входит, в том числе, и оплата проезда, в размере 600 рублей. В этом году этих денег не будет.

Евгений Саврулин, главный инженер ИП Шамарина:

— Нам идет возмещение перевозок по социальным проездным, но не в том объеме, сколько мы реально перевозим этих льготников. Неоднократно обращались к Гордеевой (руководитель ООО «Лира» — ред.). Никакой реакции. Это мера вынужденная — бизнес есть бизнес.