Первоуральские спортсмены: спорт в нашем городе уже заканчивается

«Городские вести» пригласили в редакцию авторитетов в мире первоуральского спорта, чтобы обсудить итоги прошедшей Олимпиады в Ванкувере, а также ситуацию с развитием спорта в нашем городе.

За полтора часа заседания «круглого стола» в редакции «Городских вестей» спортсмены и тренеры обсудили и Олимпиаду, и состояние дел в первоуральском спорте

«Городские вести» пригласили в редакцию авторитетов в мире первоуральского спорта, чтобы обсудить итоги прошедшей Олимпиады в Ванкувере, а также ситуацию с развитием спорта в нашем городе. В заседании «круглого стола» приняли участие тренер по легкой атлетике ДЮСШ» Юрий Марьин, тренер по хоккею с мячом ДЮЦ «Старт» Михаил Танков, тренер-преподаватель отделения велоспорта ДЮЦ «Старт» Ринат Закиров, пресс-аташе ХК «Уральский трубник» Сергей Пагнуев, мастер спорта по велоспорту Евгения Третьякова, КМС по велоспорту Полина Иваницкая и Лия Мухаметдинова, мастер спорта по легкой атлетике Светлана Скорых, а также журналисты редакции. Сегодня мы публикуем самые интересные моменты полуторачасового общения.

Участники «круглого стола»

Юрий Марьин, тренер по легкой атлетике ДЮСШ.

Тренерский стаж — более 40 лет.

Тренировал мастера спорта международного класса, восьмикратного победителя чемпионата России Ивана Теплых, а также мастера спорта международного класса по спортивной ходьбе, участника чемпионата мира среди юниоров Ивана Кузнецова.

Михаил Танков, тренер по хоккею с мячом ДЮЦ «Старт».

Мастер спорта, играл на позиции нападающего в команде «Уральский трубник».

Три года работал с хоккеистами первой лиги.

Сейчас тренирует детскую хоккейную команду.

Ринат Закиров, тренер-преподаватель отделения велоспорта ДЮЦ «Старт».

Тренерский стаж — 25 лет.

Его воспитанники постоянно участвуют в Чемпионатах России, Европы, международных велотурах.

В этом сезоне спортсмены привезли 29 медалей.

Сергей Пагнуев, пресс-аташе ХК «Уральский трубник».

20 лет выступал за футбольную команду «Уральский трубник».

Неоднократный победитель конкурсов по освещению чемпионатов по хоккею с мячом.

Работал на многих Чемпионатах мира по хоккею с мячом, проходивших как в нашей стране, так и за рубежом.

Евгения Третьякова.

23 года.

МС по велоспорту с 19 лет.

Серебряный призер и трижды бронзовый призер Чемпионатов России.

Светлана Скорых, 21 год.

МС по легкой атлетике.

В 2008 году стала бронзовым призером молодежного первенства России. В прошлом году завоевала бронзовую медаль на Первенстве УрФО.

Учится в училище олимпийского резерва.

Лия Мухаметдинова.

15 лет.

КМС по велоспорту.

Победитель Первенства России:

многодневная гонка.

Полина Иваницкая.

15 лет.

КМС по велоспорту.

Бронзовый призер IV Спартакиады учащихся России по маунтин-байку.

Ольга Вертлюгова, заместитель редактора «Городских вестей».

Валентина Салаутина, журналист «Городских вестей».

Андрей Попков, журналист «Городских вестей».

«Тренеров нужно выращивать»

Ольга Вертлюгова:

— То, что Ванкувер для нашей сборной станет провальным, специалисты предсказывали еще во время пекинской Олимпиады. Сейчас называется масса причин, почему это все-таки случилось. А на ваш взгляд — почему?

Сергей Пагнуев:

— Специалисты, я думаю, дадут соответствующую оценку после тщательного анализа. Там многие причины такого плохого выступления еще не выявлены. То, что мы читаем в  интернете и слышим по телевидению, еще надо проверять и поверять. Но, очевидно, что мы отстали или перестали у кого-то учиться. Или в этот сложный период в нашей стране не до того было…

Юрий Марьин:

— Одна из главных причин — планомерное изживание тренеров. У нас не дают тренеру вырасти. Где Карполь, который гремел на весь мир? Где «папочка» баскетболистов Гомельский, которого все боготворили? Куда это все ушло? Ну, не стало одного человека, но ведь остались его единомышленники, которые вполне могли продолжать начатое дело. Но почему-то преемственность у нас не прививается. В новую машину садишься и то нужно к рулю привыкать какое-то время. А в спорте этот процесс затягивается на год-два. И тут главное дождаться. Тренеров тоже нужно выращивать. Нужно давать им возможность проявить себя, а не выгонять их посредине сезона.

Что случилось с хоккеем?

Ольга Вертлюгова:

— Одно из главных разочарований Олимпиады — разгром нашей хоккейной команды, ведь так?

Юрий Марьин:

— Что случилось с хоккеем — не очень понятно. Собрали, вроде, всех, кого надо. Все игроки нашей сборной — на первых ролях. Лучшие! Но получается, что за другие клубы они играют намного лучше, чем за сборную своей страны. Может, не очень и хотелось нашим хоккеистам стараться побеждать? Для меня лично — это как ушат на голову. Я понимаю, раньше объясняли поражения тем, что вот этого не отпустили, другой приехал с травмой, третий — заболел. Сейчас все приехали, все на ходу и, тем не менее, сыграли вот так вот.

Михаил Танков:

— Юрий Иванович, вы правильно сказали — мы всех лучших собрали. А канадцы могли три такие команды собрать! В этом ведь тоже причина нашего поражения. Как там хоккей развивается и как у нас. У нас одну команду еле насобирали, и то — энхаэловцев половина. При этом в Канаде хоккеисты все играют за родные клубы.

Юрий Марьин:

— Позвольте привести слова нашего вратаря №1 Третьяка: «Канада — это 1300 хоккейных полей. Россия — 290». Получается, по уровню и количеству полей мы стоим в одном ряду со Словакией, Словенией, то есть странами чуть-чуть побольше нашего Билимбая.

Михаил Танков:

— А возьмем хоккей с мячом — мы уже сборной Швеции начали проигрывать. Почему? По той же причине — потому что там у них большие поля под крышей, чуть ли не в каждой деревне — большой лед. Они катаются там круглый год. А у нас по пальцам можно посчитать, в каких городах такие поля есть. И катаемся мы на них 4-5 месяцев. Поэтому маленькая Швеция нас и долбит. Что создала нам советская власть, то мы потихоньку доламываем. Сейчас, например, нашим детям просто негде заниматься. Не знаю, куда власть смотрит.

Юрий Марьин:

— Не создать в Первоуральске условия для хоккея с мячом — это вообще преступление. Для нашего города — это царский вид спорта был. Тут выросли такие люди!

Ольга Вертлюгова:

— Понятно, что условия, которые создают спортсменам в нашей стране, в корне отличаются от того, что им могут предложить заграницей. Например, конькобежец Иван Скобрев — уехал тренироваться в Италию, вот вам и медали!

Юрий Марьин:

— Значит, он сумел убедить верхушку, что ему это нужно.

Ольга Вертлюгова:

— А остальные, получается, не сумели?

Юрий Марьин:

— А остальных просто не было. Ведь там тоже не дураки, соображают, что Жору Фунтикова хоть в две Италии пошли, он все равно не пробежит. Скобрев явно был на ходу, перспективный.

Михаил Танков:

— Хочу добавить по поводу условий. Иван тренировался в спорткомплексе «Крылатское». Там условия неплохие, но аренда очень дорогая, поэтому он тренировался в 7-8 утра. Это нам рассказывал Максим Черных, наш воспитанник, который там играет сейчас в «Динамо». Они начинают заниматься в 11, как нормальные люди. А он тренировался перед ними. А представляете, во сколько ему нужно встать, чтобы добраться до спорткомплекса, размяться перед тренировкой? То есть, наша страна смогла вот только это предложить будущему олимпийскому медалисту. Поэтому когда ему предложили поехать в Италию, думаю, он недолго раздумывал. И ведь подготовился!

Не престижно

Валентина Салаутина:

— На Олимпиаде разыгрывали 86 комплектов медалей в 15 видах спорта. Россия реально составляла конкуренцию в 5-6 видах. Почему не развивают остальные? Интереса нет? Мы с Ринатом разговаривали перед началом, он сказал, что у нас развивают зрелищные виды спорта, в основном футбол почему-то…

Ринат Закиров:

—  Сейчас просто перекос пошел — какой канал ни включишь, там — футбол. Нам показывают европейский футбол. Но нам что ли больше нечего показывать? Почему не показывают первенство России по хоккею с мячом? А подойди к ребенку и спроси, что такое бобслей — он вряд ли ответит.

Юрий Марьин:

— Просто кто-то должен это финансировать. А тот же бобслей — это вид спорта очень дорогой. Построить трассу мирового уровня чрезвычайно сложно.

Михаил Танков:

— А почему у нас лыжи в городе прекратили существование? Почему не стало конькобежной секции? Почему биатлона не стало? Юрий Иванович, вы же занимались у нас с биатлонистами. Что случилось?

Юрий Марьин:

— Планомерно эти виды спорта выжили. В течение лет десяти все закрылось, тренеров поувольняли. Перестали эти виды спорта пользоваться популярностью среди школьников. Посмотрите, на уроках физкультуры в школе на лыжах никто не ходит. У нас два любимых упражнения — в бассейне прыгать с вышки жопой вниз и висеть на канате. Вот он два часа это проделал, оздоровился страшно!

Валентина Салаутина:

— Давайте дадим слово молодежи. На ваш взгляд, почему так складывается ситуация?

Светлана Скорых:

— Снизился престиж всех стратегических видов спорта, те, которые приносят на Олимпиаде основное количество медалей. Снизилось количество занимающихся. Все это происходит из-за того, что нет финансирования, нет условий. Допустим, я приду как молодой тренер, наберу новых людей здесь в Первоуральске. Куда мы пойдем тренироваться? В парк? Я что ли буду кричать мамочкам с коляской «Посторонитесь, пожалуйста, тут спортсмены бегут!» В нашем городе просто нет условий для занятий легкоатлетов. Условий толком нет и в Екатеринбурге.

Валентина Салаутина:

— Это опять отсутствие интереса властьимущих?

Светлана Скорых:

— Владельцы стадионов стремятся зарабатывать. Но многие стратегические виды спорта себя не окупают. Невозможно привлечь много детей в платные группы. Не все родители могут себе это позволить. А государство тоже, видимо, не в состоянии развить детский спорт, оказать достойную поддержку. Детей мало — мы сейчас наблюдаем результат демографического спада 90-х. Кроме того дети многие отравлены различными культурами. Много популярных каналов, которые прививают детям не стремление добиться чего-то в спорте, а желание клево выглядеть и посещать исключительно гламурные тусовки. Да, конечно, идет пропаганда экстремальных видов спорта — скейтбординг, паркур (преодоление препятствий различного характера без использования дополнительных средств, — ред.), бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов, — ред.). Но это не стратегические виды спорта. Они медалей нам на Олимпиаде не принесут.

Спортсмены — вымирающий вид

Ольга Вертлюгова:

— Тут довелось слушать выступление кого-то из лидеров КПРФ. Было высказано замечательное предположение по теме, почему наши хоккеисты проиграли в четверть финале — «потому что они не были комсомольцами»… Смех смехом, но все-таки идеология и патриотизм в пору СССР играла не последнюю роль, в том числе и в настрое спортсменов на Олимпиаде. Хотелось бы послушать ваше мнение по этому вопросу.

Юрий Марьин:

— Я не согласен. Считаю, что «золотой телец» перевешивает все комсомольские дела.

Ольга Вертлюгова:

— И все-таки патриотизм сегодня является стимулом к тому, чтобы побеждать?

Юрий Марьин:

— Вспомните фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Там есть кадры, как канадцы перед хоккейным матчем поют гимн — рука на сердце. Наших же только недавно заставили слова выучить. Патриотизм находится на нулевом уровне…

Светлана Скорых:

— Чтобы стать хотя бы мастером спорта, человек должен быть патриотом здорового образа жизни, терпеть, преодолевать какие-то волевые моменты, хотя бы для того, чтобы ходить каждый день на тренировки. Меня же многие спрашивают — зачем ты занимаешься легкой атлетикой? Что тебе это дает? На меня реально смотрят как на питекантропа какого-то… Вымирающий вид…

Валентина Салаутина:

— А вот рядом сидит Евгения, она тоже мастер спорта. Выскажитесь по этому поводу.

Евгения Третьякова:

— Меня тоже многие спрашивают, зачем мне это. Тут ведь дело не в том, нравится или не нравится. Просто сходить на тренировку — это как встать утром и умыться. Я по-другому просто не представляю своей жизни.

Валентина Салаутина:

— Почему же все-таки молодежь неактивно занимается спортом?

Михаил Танков:

— Люди просто распустились и не хотят работать. А спорт — это работа.

«Нам ничего не надо, у нас все есть!»

Андрей Попков:

— Хотелось бы затронуть такую тему: сейчас оплата выездов и участия в соревнованиях целиком ложится на плечи тренеров и команды? Вот Плющенко тут жаловался, что очень потратился на Ванкувер…

Юрий Марьин:

— Он-то, по-моему, врет… А так, конечно, участие в значимых, статусных соревнованиях финансово очень сложно.

Михаил Танков:

— Существуют определенные ставки: проживание — не больше 500 рублей, питание — не больше 200 рублей в сутки. Извините, а сколько раз можно поесть на эту сумму? Эти нормативы не пересматривались уже несколько лет. Эта нагрузка ложится на родителей.

Валентина Салаутина:

— И как родители относятся к тому, что им приходится спонсорами выступать?

Лия Мухаметдинова:

— Сперва отрицательно относились. Я ездила на сборы, результатов особых не было, а деньги тратить приходилось. Причем сначала родители оплачивали примерно половину. Это потом, когда у меня появились результаты, уже Министерство стало доплачивать. Поэтому родители смирились с каждодневными тренировками. Правда, боялись, что я  школу запущу, но оказалось, что одно другому не помеха.

Полина Иваницкая:

— Родительская материальная поддержка до сих пор много значит. Просто если есть деньги — есть и результаты. А государственная поддержка все-таки не столь надежна, как родительская.

Юрий Марьин:

— Я года два назад ходил к Попову (замглавы по управлению социальной сферой, — ред.) поговорить по поводу финансирования. Сказал, надеюсь, что разговор останется между нами, как полагается у взрослых мужчин. Он сказал, конечно, какой разговор! Я сказал, что нам на год на отделение дали 13 тысяч. И спросил, как вы представляете, я должен развивать легкую атлетику в городе с такими-то «деньжищами». Через полчаса я уже получил по полной программе от директора за то, что хожу и жалуюсь. Поэтому сегодня я хочу сказать, ребята, нам ничего не надо, у нас все есть!

«Губит жадность»

Ольга Вертлюгова:

— Последние несколько Олимпиад Россия становилась фигурантом допинговых скандалов. Во время последней Олимпиады попалась опять же наша хоккеистка Светлана Терентьева. Якобы, капала не зарегистрированные капли в нос…

Андрей Попков:

— Дело, конечно, не в каплях. У нас очень непрофессиональные спортивные доктора. Ясно, что профессиональный спорт находится на фармподдержке. Спортсмен без нее просто от перегрузок может умереть. Употребляют все. Но видимо у нас на этом экономят.

Юрий Марьин:

— Губит жадность. Наши стараются выступать везде и всегда. Существуют коммерческие соревнования, где по-легкому можно срубить много, но существует и риск попасться. Посмотрите, те же скандинавы часто пропускают определенные туры. Они съездят, подкушают что надо и потом нормально выступают. Наши же лепят все подряд. Плюс ко всему — нужны деньги на откуп. Их тоже жалеют. Это не для кого не секрет, сколько стоит пробу купить.

Валентина Салаутина:

— Стало известно об отставке председателя Олимпийского комитета Леонида Тягачева. Как вы думаете, отставки в спортивном руководстве кардинально изменят ситуацию?

Юрий Марьин:

— Для нашего города, уверяю, ничего не изменится.

Ольга Вертлюгова:

— Хорошо, для того, чтобы в нашем городе произошли изменения надо сделать что?

Юрий Марьин:

— Наша система зиждется на солидных вливаниях. Если все наши заводы открестились от своей социальной сферы, сдали все свои стадионы — о чем вы говорите? Если господин Муцоев подарит в год какой-нибудь телевизор школе — шуму будет! А то, что он стадион сплавил — об этом все молчат. Сейчас неизвестно, будет ли наш стадион когда-нибудь работать.

Михаил Танков:

— Закопали просто деньги…

Андрей Попков:

— Но если ничего не предпринимать, сколько времени вы реально даете первоуральскому спорту?

Светлана Скорых:

— Первоуральский спорт уже заканчивается. Вот-вот, буквально, на днях…

Ольга Вертлюгова:

— Через четыре года будет Олимпиада в Сочи. На ваш взгляд, у нас есть шанс выступить лучше, чем в Ванкувере?

Юрий Марьин:

— Эту Олимпиаду мы уже проиграли. Когда в 2008 году закончилась Олимпиада в Китае, было озвучено, что к Олимпиаде в Сочи китайцы два или три года ведут планомерную подготовку. У них уже отобран контингент — ведь это легко прогнозируется, какого возраста должен быть спортсмен, чтобы достичь наивысших успехов в определенном году. Мы же сейчас год будем обсуждать, кто виноват за провал в Ванкувере, потом год думать, что делать дальше. А потом выяснится, что времени на подготовку-то и не осталось.

Куда ушли деньги?

Провал российских олимпийцев в Ванкувере не выглядит сенсацией. Система детского спорта в России разрушена, а тренерские кадры живут на нищенскую зарплату. Это только некоторые причины такого невнятного выступления нашей сборной на зимней Олимпиаде-2010. Сейчас Правительство разбирается, куда же ушли гигантские средства, потраченные на подготовку к Играм. «Складывается ощущение, что чем больше мы вкладываем в спорт, тем скромней результаты, — сказал премьер Владимир Путин на недавнем совещании, посвященном подведению итогов Олимпиады. — С 2006 по 2009 год на подготовку к ванкуверским играм из федерального бюджета было выделено 3,3 миллиарда рублей. Это в пять раз больше, чем перед Одимпиадой-2006, в Турине и сопоставимо с затратами ведущих спортивных мировых держав. Может быть, эти деньги были израсходованы адресатами не туда, куда надо, а туда, куда им хотелось?».

[nggallery id=18]