Цыганский певец Алексей Богданов: «Мне не обидно за свой народ»

Джипси (gipsy) в Британии и США, житанос (gitanos) в Испании, боэмьен (bohemien) во Франции, цигойнер (zigoiner) в Германии, в России они — цыгане.

— В трудовой у меня уже около 13 лет написано «реализатор верхней одежды». Вокал раньше был только хобби, но сейчас, в связи с кризисом, стал моей основной работой.

Джипси (gipsy) в Британии и США, житанос (gitanos) в Испании, боэмьен (bohemien) во Франции, цигойнер (zigoiner) в Германии, в России они — цыгане. Или рома (ударение на последний слог и никак иначе), как называют себя сами. Отношение к ним неоднозначное, впрочем, это личное дело каждого, говорит 37-летний цыганский певец, первоуралец Алексей Богданов. Он наполовину русский, женат на цыганке, внешне — типичный южанин. У него четверо детей, свой вокальный ансамбль, с успехом гастролирующий по России и странам ближнего зарубежья. И непоколебимая уверенность: только от человека зависит, как к нему будут относиться. Только от него самого.

Говорить «рома» — это толерантно

— Алексей, по телефону Вы поправили меня: мол, мы — не цыгане, а рома. То есть слово «цыган» при вас лучше вообще не произносить?

— Неправда! Я просто хочу, чтобы люди корректно говорили о моем народе. Прежде наш коллектив сторонился журналистов: всюду мы натыкались только на негатив. Я так легко общаюсь не только потому, что я артист. Просто в свое время окончил курсы журналистики «БиБиСи» и был экспертом по национальным вопросам. Ездил по крупным регионам и учил журналистов, как правильно общаться с националами, чтобы не обидеть.

— То есть соблюдая толерантность? Модное слово, правда, затерлось от частого употребления…

— Вот именно, не все знают, с чем его едят. Ко мне однажды пришла девушка из местной газеты. Говорит: «Мне редактор сказал написать про что-нибудь экзотическое». Я ей предложил пойти к моему знакомому африканцу, который играет народную эфиопскую музыку, ну, и соответствующе выглядит. А какая во мне экзотика?

— Вас задевает негатив в прессе в адрес цыган?

— Чаще всего те, про кого так пишут, того заслуживают. Я же к ним не имею никакого отношения. Знаете, «в семье не без урода». За народ мне не обидно. Мы живем в такой стране, где народ просто бросили на произвол судьбы: выплывайте, как можете. Цыганские семьи многоступенчатые, состоят из представителей нескольких поколений. А большую семью надо прокормить. Цыгане же привыкли жить богато и роскошно…

— Что им часто ставят в упрек, не так ли?

— Для цыган норма — жить в хороших условиях. Всегда должен быть полный богатый стол, мы так привыкли. А для этого вся семья должна работать. А где? У меня была хорошая машина и успешный бизнес. Сейчас я банкрот. Но в свое время были набраны кредиты, которые надо выплачивать. Приходится искать альтернативный способ заработка. Я вышел на сцену, почти не бываю дома, постоянно концерты и гастроли. А те, кто слабее, идут легкими путями: как раньше продавали водку, так сейчас продают наркотики. Они рискуют, но это их выбор.

— Тем не менее, рома часто фигурируют в криминальных сводках…

— Здесь вот в чем дело. Когда у цыган «заводятся деньги», они начинают покупать джипы и строить огромные особняки. А такой же россиянин, но другой национальности, у которого тоже «заводятся деньги», живет в малогабаритке, но его никто не видит и не слышит. Получается, цыган проще вычислить. С другой стороны, у нас есть Ройзман, руководитель фонда «Город без наркотиков». Вот ему раньше говорили в открытую, что создается впечатление, будто он борется не против наркотиков, а против цыган.

— Вы не замечали, что некоторые журналисты ставят знак равенства между словами «цыган» и «наркоторговец»?

— Когда на цыган необоснованно выплескивают негатив, это другое дело. Вот именно против этого мы и боремся. Мы поднимали этот вопрос на уровень Москвы, сейчас, кажется, ситуация изменилась.

«Игра» костюмов и слов

— Вы поете с пяти лет. В Вашей трудовой книжке тоже написано: «певец»?

— В трудовой у меня уже около 13 лет написано «реализатор верхней одежды». Вокал раньше был только хобби, но сейчас, в связи с кризисом, стал моей основной работой.

— У Вас четверо детей. Это дань традициям?

— Нет, просто сына хотелось. Две девочки, у них большая разница в возрасте. Старшей, Томе — 15. Средней, Насте — семь. И двойняшки Андрей и Маша, им три года. Бог мальчика дал, и еще в нагрузку третью девочку (смеется).

— Семья, само собой, творческая?

— Я точно могу сказать: природа на потомках отдыхает. На конкурсе «Семья года» в 2005 году их просто вывели на сцену, но у них тяги к ней нет. А просто трясти юбкой — это, знаете… Я не говорю, что цыганский танец легкий, но в данном случае «играет» костюм. Моя жена Смаранда тоже не певица, зато в юности двадцать раз прыгала с парашютом. Объясняет, что очень боялась высоты, и таким способом решила перебороть свой страх.

— Рискованный поступок…

— Особенно для цыганки! Я всегда искал женщину, которая смогла бы свободно общаться в любых кругах. К тому же, Смаранда для меня, как для артиста, идеальная жена: терпит все мои гастроли.

— На каком языке вы говорите дома?

— На русском. Дети понимают цыганский, но не говорят на нем. На мой взгляд, они должны знать язык только потому, что это расширяет кругозор.

— Интеграция нацменьшинства в общество — процесс сложный, Вы когда-нибудь испытывали это на себе? Я читала, что у цыганских детей возникают проблемы в школе…

— В цыганской семье существует культ ребенка. Ребенок в семье — на первых ролях. Если же в школе его заставят мыть пол или делать что-то еще, противоречащее его привычкам, он откажется. И отсюда — проблемы. Очень многое зависит от учителя. Педагог должен понимать, что у него в классе учатся националы. И обязательно родители должны прикладывать усилия, чтобы ребенку было легко. Моя старшая дочь — круглая отличница. Она не всегда послушная, к ней порой приходится искать подход. Сначала она немного стеснялась, но потом увидела, что к нам относятся с уважением, нас ценят как семью. И все прошло.

Президенты и мы

— Цыгане — народ, который не имеет своей земли. Как же вам удается сохранять и накапливать культуру?

— Рома впитывают культуру той страны, в которой живут. Недаром говорят: «Если поют цыгане и у тебя бегут слезы, то ты — настоящий русский». В начале 19 века в Россию привезли гитару. Не факт, что цыгане, но говорят, что все-таки они — позаимствовали у испанцев, бросили в кибитку и привезли. Я всегда говорю, мол, не могли чего-нибудь да не спереть! Родился новый жанр: русско-цыганский романс. Мы тесно связаны с той страной, в которой начали вести оседлую жизнь. Почему русским удобно танцевать под наши песни? Да потому что ритм один!

— Не могу не вспомнить это вечное русское восклицание: «К цыганам, к медведям!»…

— Вот-вот! Наш цыганский коллектив «Нэвэ Рома» единственный из уральского региона работал на саммите ШОС. Мы не просто выступали в сборном концерте — мы работали в резиденции губернатора. Туда не пустили даже переводчиков. Там были только президенты и мой ансамбль. Я спросил, почему работаем мы, ведь саммит происходит в России, на Урале. В ответ услышал: «Да надоело уже! Куда ни приедешь, везде хлеб-соль и женщина в кокошнике». Мы вместо запланированных двух песен спели шесть. Индусы смотрели на нас, в их глазах отражалось: «Лица знакомые, даже родные… Но кто это?». По нашим костюмам они понять не смогли. Это к вопросу о культуре.

— То есть, цыган из России не поймет цыгана из другой страны?

— Если эти цыгане говорят каждый на своем языке, то нет. Мы встречали знаменитых цыган «Gipsy king», работали в одном ресторане. Только когда им объяснили, что мы — тоже цыгане, только русские, они радостно пришли к нам с вином и фужерами.

— А цыганский костюм разве не говорит сам за себя?

— Он выдуманный, стилизованный театром «Ромэн». Большие юбки, воланы на рукавах — это необходимо, чтобы номер был красочным и «смотрибельным».

— Получается, ансамбль «Нэвэ Рома», которым Вы руководите, тоже стилизован?

— Мы — фольклорный, этнический коллектив, максимально приближенный к нашей культуре. Но народное все равно должно быть записано в ноты. Все наши музыканты имеют музыкальное образование. Мы поем не «шаляй-валяй», а грамотно. Мы пытались брать народников — у цыган, само собой, поют все. Но для меня важно, чтобы человек не только пел, но и умел общаться и держать себя на сцене, мог работать не только за деньги, но и за идею.

— Вам на каком языке удобнее петь: на русском или цыганском?

— Мне без разницы, главное, чтобы не речитативом. Я — лирик, мне нравятся просторные, протяжные песни, где есть возможность показать диапазон голоса.

Миро кхам

— Фирменное блюдо моей жены — «Миро кхам» (Мое солнце). Мы представляли его на конкурсе «Семья года». В тесто на блины кладут три вида тонко нарезанного сладкого перца и зелень. В разноцветный блин заворачивается отварная, а потом обжаренная говядина с грибами. Жюри не оставили ни одного кусочка.

Я люблю…

…осень на Урале, потому что больше нигде в это время года нет таких красок.

…пение и спорт. Спорт обязателен для тренировки дыхания и хорошей формы.

…отварную говядину. Я гурман и люблю вкусно и красиво поесть.

…черный чай. Алкоголь не употребляю и не курю.

…Мэрайю Кэрри, Уитни Хьюстон и Тамару Гвердцители за диапазон и силу голосов.

…честность и пунктуальность. Ложь и опоздания, на мой взгляд, это неуважение.

[nggallery id=22]