70-летний первоуралец рисует картины, неотличимые от фотографий

Петр Михайлович Семенов с детства трепетно относится к природе

На стенах музея НТЗ висят хорошие, четкие фотоснимки уральской природы: горы, реки, поля, леса. Хвалю организаторов: какие яркие краски! Но подхожу ближе, и оказывается, что передо мной — картины. Настоящие, писаные маслом на холсте. Вблизи четко видны короткие мазки, блеск ткани. А стоит отойти на несколько шагов — и перед глазами снова профессиональное фото. Эти удивительные картины принадлежат 70-летнему художнику-любителю Петру Михайловичу Семенову. Его выставка под названием «Мой край, где радужные горы…» открылась в музее НТЗ.

— Я не знаю, почему так получается, — смеется автор. — Рисовать  нигде не учился. Ну, в школе когда-то ходил в кружок. Ну, в армии в клубе работал, но там не столько рисовал, сколько писаниной занимался. Вообще, всему научился сам.

Всю жизнь Петр Михайлович работал водителем. Потом, когда вышел на пенсию, серьезно увлекся живописью. Стал покупать журнал «Искусство рисования», собрал 100 штук: обо всех техниках, от карандаша до масла.

— Возил школьников с Перескачки в Первомайку. Оставался в автобусе. Сидел целый день, делать нечего, — рассказывает Петр Михайлович. — Ну и стал рисовать. Сначала карандашом. Потом думаю: надо брать краски. Взял акварель. Но для нее нужна вода, с собой — бумага для размывки. Неудобно. Решил взять масло.

В книгах прочитал, как делать проклейку: натянутое полотно — в отверстиях, поэтому его надо проклеить в несколько слоев, затем покрыть грунтовкой, и только потом писать.

— Проклеивал раньше столярным клеем. Грунтовку тоже делал сам: смешивал олифу, сухие белила и зубной порошок, — вспоминает Петр Михайлович. — Сейчас все это есть в магазинах.

Петр Михайлович работает приемщиком-контролером в гараже автопредприятия. Мастерскую себе устроил на рабочем месте: хранит там краски, холсты. Дома работать не разрешает жена — не любит запахи, которые окружают художника. Петр Михайлович говорит, что для него ароматы красок, олифы — родные.

Его живопись действительно живая. Если написан зимний лес, чувствуешь ледяные дуновения ветра и крепкий мороз. Если лето — то словно солнце греет, а деревья шелестят листвой на ветру.

Художник родился в Кузино. Уже в третьем классе один ходил на охоту. Берданку прятал в лесу. Приходил, бросал сумку с книгами, и — в лес. С этих пор тяга к простору, рекам, горам, соснам в Петре Михайловиче неискоренима.

— У меня «Москвичонок», я на нем выезжаю на природу. Сначала рисую на бумаге, затем перевожу в масло. Рисую только нашу, уральскую природу. Уж очень она красива, — говорит Петр Михайлович.

Начиная рисовать маслом, Петр Михайлович Семенов замахнулся не много не мало, как на картину «Утро в сосновом бору» Шишкина. «Мне нравится Шишкин — как он сосны писал!», — говорит художник. Жена дала простынь — решил сразу рисовать большую. Картина эта до сих пор висит дома. Хотя, по признанию Семенова, сейчас бы он работал иначе.

Автор: Валентина Салаутина