Первоуральская рукодельница Анна Боковец знает, как сшить травницу, купавку и многоручку (фото)

У куклы-многоручки десять тряпичных рук.

Анна Боковец, библиотекарь: «Я езжу много, и вижу, как популярна сейчас народная кукла. Взрослые женщины словно играют в кукол: создают новые, обшивают их. Интерес у людей повышенный, а где прочитать, где научиться? Есть литература, к тому же, мы проводим мастер-классы для взрослых и детей. У нас есть «тревожный чемоданчик», в котором собрано все необходимое — ткань, ножницы, нитки. Мы выезжаем с ним в детсады, в социальные учреждения. Люди с удовольствием учатся, получают огромное удовольствие от этой игры»

Узелковая кукла-травница приятно пахнет мятой и душицей. У куклы-многоручки десять тряпичных рук. У купавки — разноцветные ленты на руках. Эти куклы на первый взгляд кажутся совсем простыми. Но именно такие тряпичные фигурки в древности защищали дома наших предков, оберегали наших прапрабабушек и были главным развлечением для их детей. Рукодельница Анна Боковец, библиотекарь из Корабелки, знает все о куклах из ткани.

Выставка Анны Боковец открылась на днях в библиотеке №6, где она работает. Кукол здесь много, и все разные. Есть и народные, созданные по образу и подобию древних кукол-берегинь. Есть и стилизованные: сшитые из современных тканей, с глазами-бусинками.

Анна Боковец начала заниматься созданием народных кукол три года назад. Сначала делала самых простых, «закрутки-пеленашки». Роль младенцев в таких куклах исполняют сверточки из белой ткани, их оборачивают в ткань (желательно старую, хранящую жизненную силу — как считали наши предки) — и готово. Таких кукол нельзя шить, чтобы не уколоть: навредишь кукле — значит, она навредит тебе или человеку, для которого сделана. А кукла без лица считалась берегиней — оберегала ребенка от беды.

Стилизованная под народную (или «модернизированная», как говорит Анна Боковец) тряпичная кукла имеет глаза, губы и рот. Ее шьют из разнообразного материала, купленного в магазине: причем, не только из натурального, но и из искусственного. Синтетика и ярче, и пластичнее — создать из нее образ гораздо проще, чем из старой кофты.

Осовремененная кукла — это оригинальный подарок. Кукол в обрамлении мелких предметов, цветов из ткани, укрепляют на дереве или картоне — получается панно. В коллекции Анны Боковец есть «Кукла-многоручка»: на картоне укреплена безликая женщина с десятком рук. И в каждой — какой-то предмет: утюг, ножницы, ребенок, ложка, вилка…

— У меня был такой кукольный набор. Я сделала куклу, проявила фантазию — прикрепила сюда все эти мелкие предметы, вот и получилась такая многоручка, воплотившая мечту всех женщин: все везде успевать, — рассказывает Анна Боковец.

Народная кукла — это женщина, хранительница очага. Но встречаются и куклы мужского пола. Кукольный мужчина называется «куклак». Их на выставке тоже много: и домовой, и подмигивающий залихватски Ванька, и первый парень на деревне, облаченный в картуз.

Анна Боковец говорит, что шитье кукол — это не только замечательный способ применить завалявшиеся дома обрезки ткани, не только безграничные возможности для полета фантазии, но и способ вернуться к русским традициям. Говорит, что Барби, хоть ей и отметили уже 50 лет, уже отошла в прошлое.

— Знаете, как дети реагируют на наши куклы? — Анна Михайловна берет в руки куклу-перевертыш. Она называется «баба-девка»: под подолом у обычной тряпичной куклы прячется вторая кукла. Если перевернуть куклу, женщина, повязанная платком, превращается в красивую девушку с рыжими кудрями. — Дети видят, и сразу: «А-а-ах!». Берут в руки, играют, смотрят. Куда там Барби до наших, русских кукол!