Вера Тумакова, заместитель директора ПДХШ:
— Сегодня много говорят о бездуховности общества, рассуждают о том, почему так много жестокости и мало реальных достижений, которыми можно было бы гордиться. Для меня же, как для педагога с 30-летним стажем, очевидно, что все, к чему мы пришли в последнее время — это закономерный итог того, что нашим детям сегодня оказывается недостаточно внимания. Со стороны родителей, школы, общества.
Если вы считаете, что в Первоуральске с культурой что-то не так — совершенно верно. А с чего ей быть в порядке? Возьмем для примера нашу школу. Да, это островок духовности, эстетики, культурного развития для 300 детей. Всего лишь! В нашу школу ежегодно огромный конкурс. Но принять большее количество детей мы просто не в состоянии. Дело не в дефиците педагогов — у нас много достойных выпускников, из которых мы могли бы подготовить отличных преподавателей. Но им просто будет негде заниматься — в художественной школе острая нехватка площадей. Даже само здание ПДХШ, которое когда-то было яслями, не приспособлено для художественной школы. В идеале у нас должны быть огромные окна, пропускающие много света, для занятий живописью — стеклянный потолок. Но мы приспособились и уже лет 20 работаем в таких условиях.
Если раньше общеобразовательные школы помогали в эстетическом развитии детей, то сегодня в начальных классах предмет «Изобразительное искусство» ведут те же преподаватели, которые занимаются с детьми русским и математикой. Причин тому много. Преподаватели искусства — люди особенные, им тяжело жить в состоянии постоянных отчетов — то, что в общеобразовательной школе сейчас считается нормой. О зарплате мы вообще сейчас говорить не будем.
К тому же не в каждой семье сегодня уделяется должное внимание развитию творческого начала, культурному воспитанию ребенка. Бывает, что к нам приходят дети, которые на любую заданную тему, обязательно рисуют что-то злое, кровавое. Не так давно пришлось разбираться с одним аналогичным случаем: семилетний ребенок постоянно рисовал моря крови и отрубленные конечности. Вызвали маму. Оказывается, родители занимаются бизнесом, значит, катастрофическая нехватка времени. А ребенок, чтобы не скучал, одарен игровой приставкой. Что в играх — они не отслеживают. Когда начали разбираться, оказалось, что там довольно кровавые сюжеты. У игр, конечно, есть возрастные ограничения, как и у фильмов, но на них родители, желающие угодить своему ребенку, загладить свою вину за постоянное отсутствие, совершенно не обращают внимания. Понадобился целый год, чтобы мы вывели ребенка из этого состояния.
Так что государственные программы — это, безусловно, важно. Но, может, первым делом стоит прямо сейчас проверить — в какие игры играет ваш ребенок, какие фильмы смотрит, какие книги читает? И если вовремя скорректировать его в нужном направлении, вполне вероятно, что жестокости и агрессии в нашей жизни станет меньше.