Итоги «горячей линии» по ЕГЭ

Когда в 2003 году в первоуральских школах ввели ЕГЭ, учителя не знали ничего: ни тем заданий, ни того, что именно будет на экзаменах.

Ольга Ефимова: «У нас были случаи, когда ребята не успевали все переписать из чистовика в черновик. Им ставили меньший балл. Плакать и просить бесполезно: время одно для всех»

Когда в 2003 году в первоуральских школах ввели ЕГЭ, учителя не знали ничего: ни тем заданий, ни того, что именно будет на экзаменах. Сейчас у первоуральских педагогов и их учеников уже нет оторопи перед ЕГЭ, уверяют чиновники от образования. У современного школьника по меньшей мере четыре способа подготовиться к единому госэкзамену. Ведь главное — сдать его, и тогда получишь аттестат. В четверг, 15 апреля, в редакции газеты «Городские вести» прошла «горячая линия» по вопросам, связанным с ЕГЭ. Звонки принимала начальник отдела аттестации и лицензирования городского управления образования Ольга Ефимова.

«Кто сидит в комиссии, принимающей ЕГЭ, и как готовят этих людей?»

— Как таковой, комиссии нет. Человек, присутствующий на экзамене, называется «организатор в аудитории». Эти люди проходят обучение при Институте регионального развития образования и получают удостоверение. Принцип отбора прост: организаторы в аудитории не могут быть преподавателями того предмета, по которому проходит экзамен. Это нужно, чтобы не подсказывали и не помогали.

«Могу ли я сесть в любую аудиторию и на то место, на какое захочу?»

— Нет. Процедура проведения ЕГЭ утверждена и не изменяется. К 9 утра выпускники собираются у пункта проведения экзамена (ППЭ). Их запускают внутрь по паспорту и пропуску на экзамен. Тем временем организаторы открывают кабинеты и пишут на доске то, что дети должны вписать в бланк. Дети заходят в кабинет с сопровождающим из школы, раздеваются, оставляя там все вещи, (в том числе, мобильные телефоны). Дети идут в ту аудиторию и садятся на то место, которое за ними закреплено. Места распределяет не школа, а машина: Региональный центр обработки информации (РЦОИ). При входе в аудиторию организатор проверяет у ребенка паспорт и полис. Каким будет распределение, ни преподаватели, ни дети заранее не знают. Поменять свое место нельзя.

«Экзамен начинается и заканчивается в одно и то же время у всех? Мне добавят время, если я опоздал?»

— Экзамен — работа с контрольно-измерительными материалами (КИМами) — начинается тогда, когда все дети в аудитории заполнят бланки регистрации. За час до окончания экзамена организатор сообщает об этом, и просит начать переписывать из черновика в чистовик. Дополнительно — сверх основного времени — минут у ребенка не будет. Если вы опоздали, вас пустят в пункт проведения экзамена, усадят на место, выдадут КИМы, но дополнительного времени не дадут.

У нас были случаи, когда ребята не успевали все переписать из чистовика в черновик. Им ставили меньший балл. Плакать и просить еще времени бесполезно: оно едино для всех.

«Я могу сдать работу пораньше, если успел написать быстрее?»

— Да. Организаторы называют максимальное время, которое будет длиться экзамен. Если вы написали раньше, можете отдать работу и покинуть аудиторию. Но когда в аудитории остаются три человека, и кто-то написал раньше, работу сдать можно, но выйти нельзя. Эти трое сидят до того момента, пока последний из них не напишет и не сдаст работу. Почему? Потому что при детях организатор начинает паковать конверты. Дети — свидетели, которые видят, что организатор никому ничего не дописывает, не меняет.

«Как скоро придут мои результаты?»

— Результаты (в зависимости от того, сколько ребят сдавали) приходят в течение 5-7 дней.

«Как подать апелляцию на процедуру проведения экзамена или на его результаты? Кто будет ее рассматривать?»

— Апелляция на нарушение процедуры подается в случае, если по время экзамена ребенку мешали работать. Кто-то говорил, или за окном школы развернулась стройка, стоял шум. Апелляцию на нарушение процедуры вы должны подать, не выходя их пункта проведения экзамена. Либо — организатору аудитории, либо (если вышли из аудитории) — руководителю ППЭ. Если вы вышли на крыльцо школы, от вас апелляцию на нарушение процедуры уже не примут. За последние два года апелляций на нарушение процедуры у нас не было вообще.

Апелляцию на результат вы подаете на имя директора своей школы в течение трех дней после получения предварительных результатов экзамена. Школа передает заявление нам, либо напрямую в Региональный центр обработки информации. Там его рассматривает конфликтная комиссия, на заседание которой вы можете приехать один (с паспортом), с родителями или законными представителями (тоже с документами). Если вы на заседании сможете доказать свою правоту, балл будет повышен.

«Могут ли мне попасться задания, которые мы не проходили в школе?»

— Нет. Могут попасться переформулированные задания. Например, на математике дети привыкли решать уравнения. А в задании их просят написать сумму корней уравнения: то есть, надо решить и сложить. Ребенку может показаться, что такого он не решал. Но на самом деле это не так.

— Зачем нужна эта переформулировка?

— Прежде всего, для того, чтобы помочь записать ответ.

«Влияет ли оценка, полученная на ЕГЭ, на итоговую оценку в аттестате?»

— Оценка в аттестат выставляется среднеарифметическая за 10 и 11 классы. Причем, в пользу ребенка. За 10 — «четыре», за 11 — «три». Среднее — 3,5, округляем — в результате «четыре». Если ребенок набрал минимально-необходимое количество баллов, прошел порог успешности, он экзамен сдал. На аттестат эта оценка не влияет.

«Чем можно пользоваться на экзамене?»

— Писать на экзамене можно гелевой или капиллярной черной ручкой: сканеры читают только черный цвет. На каждом экзамене ребенок может пользоваться справочными материалами, разрешенными Рособрнадзором. Например, на химии разрешена таблица Менделеева. Эти материалы детям выдают организаторы в аудитории.

«Вот вы говорите о том, что у ребенка несколько возможностей подготовиться к ЕГЭ. Прошло много лет после эксперимента, сегодня все подкованы… И все-таки, почему, на Ваш взгляд, есть дети, которые «заваливают» ЕГЭ?»

— Вы как-нибудь зайдите в школу и погуляйте по этажам, выйдете на крыльцо. Я, как и вы, тоже думаю об этом: ну, почему? Учителей проучили, учебники есть, факультативы, курсы… Но выхожу на школьное крыльцо, стоит молодой человек, школьник. К нему подходит еще ватага. Как они между собой разговаривают? Они по-русски слова не говорят, у них сплошной мат. И они не передо мной красуются — они между собой общаются. А как с таким уровнем общения они будут рассуждать на экзамене по русскому языку, где надо лаконично написать о том, для чего в тексте используются знаки препинания? Да не сделают они! Да, они могут ходить на уроки, сидеть на задней парте, слушать. А может, они и ходят через урок? У нас есть ситуации, что у ребенка нет паспорта. Ребенка воспитывает мать, вовремя не оформили, а теперь, чтобы получить паспорт, нужно заплатить штраф. Школа кричит: «Что делать?» Мы его допускаем до экзамена. Но дальше-то без паспорта он куда?

«С годами задания по ЕГЭ становятся сложнее?»

— Я бы так не сказала. На мой взгляд, они становятся качественнее. И вообще, категория сложности — относительная. Конечно, для тех, кто много лет назад окончил школу, задания по математике могут казаться нерешаемыми. Но школьники, которые учат и сдают по 13 предметов, это своего рода уникумы: они знают все. Конечно, поступив в вуз, они «катятся» по другой «трубе»: идет профессиональная подготовка. Что-то из школьной программы забудется, и это нормально. А что-то останется, позволив говорить о кругозоре — и это хорошо.

В 2008 году школьники подали 49 апелляций на результаты. В 2009 — 14. Удовлетворили 17 и 4 соответственно.

Это было на ЕГЭ…

  • Ольга Ефимова рассказала, почему в аудитории запрещено пользоваться мобильниками. Оказывается, не только потому, что ученик может использовать его как шпаргалку. Как-то раз в день экзамена у девушки был день рождения, ей исполнилось 18 лет. Она ни за что не захотела оставлять сотовый телефон. Она пошла на принцип и сказала: «У меня сегодня день рождения, мне присылают смс-ки». Ее предупреждают: «Если телефон зазвонит во время экзамена, и кто-то из учеников напишет апелляцию о нарушении процедуры экзамена, будут аннулированы результаты подавшего апелляцию, а также вас, как владельца телефона. Ему разрешат пересдать, а вот допустят ли ва до пересдачи?» Девушка мобильник все равно не отдала, но в тот раз, к счастью, все обошлось. «Во время экзамена в аудитории должна быть полная тишина. Даже если дети начинают разговаривать между собой, их могут удалить с экзамена», — объясняет Ольга Ефимова.
  • В 2003 году один из выпускников решил сдавать ЕГЭ по всем предметам, которые были разрешены. На всех экзаменах сидел не дольше 40 минут. Он выполнял только часть «А» — тестовую. Из 9 предметов он сдал 7. Ребенку помогла врожденная интуиция. «Часть «А» — базовая. Если ребенок успешно учится в школе, он напишет ее», — уверяет Ольга Ефимова.
  • В 2008 году 25% выпускников не справились с математикой. Проанализировав, учителя и чиновники поняли: выпускники профильных классов сразу же брались за сложную часть «С», желая показать, что они умные, что знают и могут решить все. В результате на часть «А» и «Б» у детей времени не оставалось. Детям объяснили, как нужно решать задания. И в 2009 году с математикой не справились только 4,9% выпускников.
  • Медалисты — не всегда зубрилы и умники, уверяет Ольга Ефимова. «Они все разные, — говорит она. — Один — яркая личность. Он и в спорте, и в олимпиадах по всем предметам, он — везде. Сразу видно: да, это медалист. Второй — взял попой. Зубрил, учил, выполнял задания… Раньше таких называли «очень прилежный ученик». В прошлом году на вручении золотых медалей у губернатора одна девочка сказала мне: «Я последней не встану! Я должна встать в середине, я хочу, чтобы Россель со мной сфотографировался». Откуда такая самоуверенность? Это золотой медалист. Возможно, она и в жизни пробьется».