Сельских выпускников в вузах не прибавилось

Можно сказать, что у ЕГЭ сегодня есть определенные минусы.

Ольга Ефимова, начальник отдела аттестации и лицензирования управления образования:

— Можно сказать, что у ЕГЭ сегодня есть определенные минусы. Так, мы уже много лет говорим о том, что, если в школе достаточно сдать русский и математику, чтобы получить аттестат, зачем тогда в школе делать ЕГЭ? Достаточно сделать его в вузе, для тех ребят, которым результаты нужны для поступления. Или сделать альтернативные формы: ЕГЭ и обычную контрольную работу или сочинение, чтобы у ребят был выбор.

Территория России огромна. Мы говорим о том, что выпускники сельских школ якобы в равноправии с городскими: они так же сдадут ЕГЭ, получат свидетельство и поступят в столичный вуз. Ну, провели ЕГЭ. И где в столичных вузах (я говорю про Москву и Питер) наши дети? Нет ни одного ребенка. Процент поступивших первоуральцев в Москву и Санкт-Петербург снизился.

Декан философского факультета УрГУ говорит (и я с ним полностью согласна): «А пусть ко мне придет «троечник». На собеседовании он рассуждает, говорит, у него есть собственное мнение. Он мне гораздо интереснее, чем ваш отличник, который расскажет учебник, и ни вправо, ни влево от учебника не отступит. Я этого возьму, а отличника — нет». Вузы сегодня принимают кота в мешке. Поэтому они тоже бьют тревогу.

Но что будет с вузами? Невозможно предугадать. В прошлом году дети, придя в 11 класс, понятия не имели, какой экзамен им надо выбрать, чтобы поступить в вуз.

Дети выбирали информатику и физику, потому что: «А вдруг?» И до апреля приемные комиссии не могли им сказать, к чему им быть готовыми. А ведь это прямое нарушение прав ребенка! Или он один экзамен готовит для вуза, или два. А ведь они нелегкие! Это психологический стресс, это нарушение финансового благополучия семьи.

Когда дети готовятся в вуз, они часто занимаются с репетитором, а у нас есть такая тенденция: нанимать его не только в городе, но и в самом вузе — а там это гораздо дороже.

В прошлом году очень мало наших ребят сдавали физику, потому что это трудно. Все ринулись на обществознание, на экономические факультеты. Потом выяснилось, что те, кто набрал минимальный балл по физике, поступили в вузы.

Все дело в том, что ежегодно поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, на льготных условиях. А ведь никто не выбирает один вуз — поступают сразу в несколько. Учатся в одном, а в остальных других остаются их места — в результате недобор. Поэтому вузы берут тех, кто набрал даже минимальный балл. А дети с низким баллом как будут учиться потом, когда начнется сложная, вузовская физика?

Мы с вами, к сожалению, живем в государстве, в котором правовое поле формируется тогда, когда сформировалось, а не когда мы этого хотим.